Метро в Салониках: Византия мстит современности

В Салониках строят метро. Вернее, стоить начали, и первые действия были предприняты ещё в 70-х годах 20-го столетия. Но теперь процесс, похоже, застрял наглухо и проблемы завели строительство салоникского метрополитена в тупик.

Когда построят метро в Салониках?

И причина тут не в кризисе. Палки в колеса строительству ставят… античные и византийские древности, найденные в большом объеме.

И это не просто какие-то черепки или монетки. Вскрылись огромные культурные пласты города. В месте, где должна быть центральная станция, откопали хорошо сохранившийся перекресток двух византийских дорог с множеством останков зданий вокруг.

Вообще-то с самого начала весь план был недостаточно продуман, мягко говоря. Ветку метро длиной 9,6 км запланировали провести аккурат под центральной магистралью города, с 13 станциями метро.  Кроме того, что расстояние между станциями слишком мало и поезда не успеют развить требуемую скорость, не учли, что улица Эгнатия, под которой все это дело должно быть проложено, была центральной магистралью Салоник на протяжении последних двух с половиной тысяч лет.

Да-да, Салоники – один из редких европейских городов, в котором городская жизнь не прерывалась ни разу на протяжении 25 веков, с тех пор, как город был основан царем Кассандром в 315 году до н.э. Во 2-м веке н.э. город вошел в состав Византийской империи и в силу своего исключительно удачного местоположения стал одним из самых значимых для империи.

Через него проходил основной путь из Константинополя в Европу, Эгнатия одос(дорога) появилась именно тогда. И вот кусок этой дороги длиной 76 м, выложенный мраморными плитами, был откопан в районе будущей станции на улице Венизелу.

Это не единственные находки, конечно, найдено множество крупных и мелких артефактов, в другом месте была найдена гробница женщины с золотыми украшениями, ещё целое кладбище древних захоронений, существовавшее за пределами городских стен Салоник.

Но именно это место, где открылся целый кусок дороги такой длины и в глубину 6-7 м с каждой стороны, как будто переносит нас в 6 век нашей эры. Показывает оживленный город с широкими улицами, выстланными каменными или мраморными плитами, стояли красивые каменные дома (сохранились некоторые портики), существовали магазины, мастерские, жилые дома…

Это могло бы стать замечательным музеем для города, а возможно, и вписаться в станцию метро, тогда это была бы самая уникальная станция в мире! Хотя инженеры и археологи ещё до начала строительства предупреждали и об обязательных археологических находках, и о том, что место для станций в центре выбрано неудачно – именно в связи с древностями. Предлагалось вместо двух станций сделать одну – на площади Аристотелус, где считали, что «опасность» нахождения артефактов гораздо ниже.

Читайте также  11 февраля 2006: Fatal Aim в московском клубе Relax

Однако тогдашний министр строительства и окружающей среды (ΥΠΕΧΟΔΕ) и слышать не хотел ничего. Сейчас идет настоящая битва между городом и строительной компанией, которая прокладывает метро. Компания настаивает на извлечении всех археологических находок и перенесении их куда-нибудь в другое место, и ни в какую не соглашается пропустить и не строить хотя бы одну наземную станцию Венизелу.

Горожане же считают, что только на своем месте византийская дорога Decumanus, выложенная мраморными плитами с каменоломни горы Хортьятис возле Салоник, и другая улица Cardo, мощенная каменными плитами, имеют такую большую историческую ценность. Греки говорят – Как мы можем требовать вернуть мрамор Парфенона, если сами разрушаем те древности, что находим!

Вчера на заседании мэрии Салоник, прошедшем достаточно бурно, и с большим сопротивлением со стороны компании, строящей метро, было решено создать специальную комиссию, которая сможет профессионально решить проблему и предложить выход. Мэр и присутствовавшие, кроме представителей строительной компании, высказались единогласно за сохранение византийских дорог in situ и создание самого интересного, пожалуй, исторического памятника Салоник.

Портик жилого дома, в глубине мраморная дорога

Какое решение будет принято в конце концов Министерством Культуры – увидим. А пока улица Decumanus ещё на месте, и вы успеваете посмотреть на древние византийские улицы, приехав на отдых в Грецию…

  • Монастырь Латому и храм Святого Давида, Салоники

    Салоники — поистине удивительный город, полный потрясающих по своей истори…

  • Ротонда, Салоники: 17 веков истории от Византии до современности

    Северная столица Греции — город неповторимый и очень атмосферный: как гово…

  • Белая Башня — символ города Салоники и музей города

    Приезжая в северную столицу Греции, каждый уважающий себя турист просто обязан п…

  • Отдых с детьми в Салониках: куда пойти?

    Каникулы в Греции — это не только море, пляж, прекрасная природа, вкусная…

  • Салоники: главные достопримечательности за один час

    В этом городе можно гулять бесконечно. Мне по атмосфере он чем-то напоминает Пет…

14.03.2019 Елена Метелева
Источник: elramd.com

Джим До