На вершину Олимпа за 21 час. Отчет Ивана Сухенко

Как-то получается, что подряд пойдут статьи не мои, а отчеты и впечатления читателей сайта. По-моему, это замечательно — мне везде не успеть, а много пар глаз лучше, чем одна, не правда ли? 🙂 Шутка, в которой большая доля правды — ведь каждый человек открывает Грецию для себя по-своему, и мы можем увидеть её глазами других.

Восхождение на Олимп, особенно на самую высокую его вершину Митикас, мне всегда казалось неимоверно сложным делом, достойным почти небожителей, да и сама гора издалека кажется недосягаемой — с нашего побережья Олимп просматривается хорошо.

Восхождение на Олимп. Самая высокая вершина — Митикас

Так вот в прошлом году Иван Сухенко с женой Юлей не просто покорили Митикас, а сделали это в рекордно короткий срок. Когда Иван написал мне об их планах покорить Митикас за сутки — мне показалось, что они явно переоценивают свои силы. Знакомый грек, альпинист-любитель, сказал, что за один день на вершину Олимпа совершить восхождение невозможно. Иван ответил: «…скажите, что то, что для многих невозможно, для русских — развлечение в отпуске! 🙂 »

Итак, вот отчет Ивана об их подъеме — может быть, кого-то этот рассказ раззадорит и сподвигнет совершить свое собственное путешествие на Олимп. Слово Ивану Сухенко:

Восхождение на Олимп. Литохоро — Митикас — Литохоро за 21 час.

Прежде чем перейти к описанию пройденного маршрута, я хотел бы пояснить, как мы с моей женой Юлей пришли к стилю, который называем hardcore hiking или агрессивный пеший туризм. Все началось однажды в субботу в глухой московской пробке по дороге на дачу, когда мы заспорили, сможем ли мы дойти до дачи пешком (около 100 км). Верные принципу «критерием истины является практика», мы сделали пару тестовых выходов (на 70, а потом на 100км) и выяснили, что есть определённая прелесть в том, что с какого-то момента необходимо преодолевать усталость, подкрадывающуюся незаметно, но неотвратимо.

Так родился hardcore hiking, суть которого в прохождении пешего маршрута «за один раз», без отдыха продолжительностью более 1 часа и без постановки лагеря. То есть длина и сложность маршрута ограничена выносливостью и способностью обходиться без сна. Иногда в hardcore hiking добавляется требование автономности (когда вся вода и пища берется с собой со старта), но не в этот раз: отказать себе в удовольствии выпить в Приюте А горячего чаю с медом мы не смогли (об этом чуть позже). Многие считают, что нагрузка и следующая за ней усталость притупляет восприятие красот на маршруте, однако мы уверены что это не так. Необходимость контролировать себя и совершать волевые усилия смещает восприятие от отдельных деталей к атмосфере места, его ауре и подобным «тонким» материям.

Идея подняться на Митикас пришла нам через 10 минут после того, как мы приняли решение отдохнуть в Греции, и еще через 10 минут мы решили сделать это в стиле hardcore hiking, пройдя маршрут так, как обычно не ходят: из Литохоро в Литохоро.

На подготовку у нас было всего 6 недель. Я заменил все свои силовые тренировки тренировками на выносливость (интервальные тренировки, ходьба по ступеням вверх), а Юля сказала, что человеку с ее адамантовой крепости силой воли никакая тренировка не нужна, и не стала ничего менять в обычном распорядке.

Читайте также  Кабачок, запечённый с куриной грудкой

Прилетев днем 2 сентября 2013 года в Афины, мы вечером дня прилета отправились в Литохоро автобусом со станции КТЕЛ Лиоссион. Последний автобус отправлялся в Литохоро в 22-00, что нас более чем устраивало. Проведя в автобусе почти 5 часов и даже немного поспав (надувные подушки на шею очень помогли), в 2-45 мы очутились в Литохоро, хорошо освещенном и совершенно пустом. В 3-00 мы начали подъем.

Юля шла налегке с фотоаппаратом и маленьким рюкзачком, у меня был 35л рюкзак Deuter с выкладкой в районе 4,5 кг (куртки, еда, 2л воды в гидропаке). Температура была около 25 градусов с прогнозом 30-32С, на вершине мы ожидали 10-15 градусов.

На Олимпе. Иван и Юля

Первый сегмент нашего маршрута начинался у полицейского участка (зеленый указатель Олимп туда). Теоретически мы знали о наличии короткой пешеходной тропы из Литохоро (~300 м НУМ) в Прионию (1100 м НУМ), но воспользоваться ею не рискнули (ночь плюс новолуние), и отправились в Прионию по автомобильной дороге. Всего первая часть маршрута составила 18 километров с набором 800 метров. Первые 14 километров — это серпантин на перевал, потом 4 км спуска с перевала к Прионии. Мы прекрасно провели время, рассматривая великолепное звездное небо (ясно, новолуние), не менее пяти раз увидев падающие звезды и загадывая желания одно другого нескромнее.

Нам очень пригодились налобные фонари Black Diamond (благодарность Денису Шведову), поскольку темно было как в ухе у негра. Через 3 часа 45 минут (время 6-45) мы были в Прионии. Приония — это просто автостоянка с кафе, отсюда начинаются маршруты на гряду Олимп у всех условно нормальных людей. Без пятнадцати семь на стоянке не было ни одной живой души, так что и нам задерживаться смысла не было никакого. Попив воды из родника, перекусив и отдохнув, в 7-00 мы начали подъем в Приют А (к тому времени рассвело).

Второй сегмент маршрута был гораздо короче — 8 километров, но со значительно большим набором — 1000м. Идти приходится почти все время по укрепленным ступеням вверх, нагрузка, конечно, побольше, но и окружающие виды гораздо интереснее, чем на серпантине. Время от времени тропа пересекает сухие плоские русла горных ручьев, очень похожих на тропы, и чтобы не ошибиться приходилось ориентироваться на следы мулов, на которых в приют доставляют все припасы. К счастью, таких мест немного, тропа по всему протяжению обозначена желтыми маркерами «Е4». Потратив еще 2 часа 35 минут (время 9-35), с ощущением первой усталости мы пришли в Приют А (2100 м НУМ).

В Приюте А можно поесть, принять душ и при желании переночевать, но нас заинтересовал только горячий чай с медом, бутылка воды и схема маршрута. От приюта на пик Митикас можно подниматься двумя путями. Первый путь под стенкой Митикаса с подъемом «в лоб» короче, но технически несколько сложнее. Второй путь через вершину Скала длинее, но проще, кроме того он позволяет побывать на 2х вершинах за один подъем. В приюте нас предупредили, что на коротком пути есть нерастаявший ледяной язык, на котором недавно кто-то получил травму подскользнувшись. Решив, что недооценка своих возможностей обойдется нам дешевле, нежели переоценка, после 40 минутного отдыха (время 10-15) мы начали подъем на Митикас по «длинному» варианту.

Читайте также  Кексы «Красный бархат»

Третий сегмент маршрута длиной всего 2,2 км с набором 818 метров наиболее сложный физически, однако особой технической трудности не представляет. Тропа до самой вершины Скала маркирована уже знакомыми маркерами «Е4»; первые метров 400 идут ступени, затем грунт исчезает и тропа идет гладко, хоть и с приличным наклоном. Здесь особенно хорошо чувствуются преимущества высоких горных ботинок с подержкой голеностопа перед кроссовками и другими видами обуви. Чем выше мы поднимались, тем сильнее сказывалась высота, воздуха немного не хватало (напомню, что на адаптацию у нас просто не было времени). Красоту же горных видов, открывавшихся перед нами, описать словами решительно невозможно.

Митикас. Специальный журнал, куда записываются все дошедшие до вершины

С небольшими перерывами за 3 часа 10 минут мы поднялись к вершине Скала (2880 м НУМ), имея на 2 км пути 780 метров набора. Здесь тропа физически кончалась и с гребня открывался завораживающий вид на зубцы Митикаса. Скальник, по которому нужно было лезть дальше, выглядел страшновато, но пример пары молодых парней из Чехии, шедших перед нами, придал нам решимости. Тем более, что их оранжевые майки служили отличным ориентиром. После 15 минутного отдыха, глядя изредка на чехов, но больше на красно-зеленые маркеры на безопасной трассе, мы пролезли последние 200 метров и в 14 часов 12 минут были на самой высокой точке гряды Олимп, затратив на последний сегмент маршрута 3 часа 57 минут.

На пути пришлось преодолевать две расщелины, в которых открывается волшебный вид на обратный склон Олимпа; в одном месте провешены перила из стального троса. Надо отметить, что этот короткий участок от вершины Скала проходится свободным лазанием, никакого оборудования не требует, и навыки лазания, по большому счету, тоже необязательны (если делать это в хорошую погоду и строго следовать маркерам). Однако у нас навыки лазания были (спасибо нашему инструктору Станиславу Поплавскому), что придавало уверенности и снижало риски.

Температура на вершине была градусов 15 (всего на 15 градусов меньше, чем внизу), дул небольшой ветерок, а облачность из ясной стала переменной. Отдохнув, сделав фотографии у флагштока с флагом Греции и записавшись в специальный журнал, в 14-35 мы начали спуск. После некоторых колебаний мы отвергли вариант спуска по короткому маршруту, хотя сине-желтые маркеры, которыми он отмечен, были хорошо видны. Его начало было круче, чем «красно-зеленый» маршрут обратно к Скала, а лезть вниз не так удобно, тем более по незнакомой трассе. Поэтому мы пролезли обратно к Скала и начали спуск по тропе Е4.

Если идти наверх было приятно, но тяжело, то идти вниз было легко, но неприятно из-за большого наклона тропы. Время от времени приходилось идти задом наперед (носками в сторону подъема), чтобы разгрузить колени. Спуск до Приюта А занял чуть меньше 2 часов и в 16-15 мы были там. Отдохнув, выпив по 2 кружки чая с медом и заклеив лейкопластырем мозоли, в 17-00 мы продолжили спуск в Прионию.

Читайте также  Одежда в греческом стиле

Иван Сухенко на вершине Олимпа

Спуск из приюта в Прионию был покомфортнее, однако усталость чувствовалась все сильнее. Если на подъем на этом сегменте нам потребовалось 2 часа 35 минут, то на спуск у нас ушло 2 часа. Оказавшись в 19-00 в Прионии мы решили мобилизовать остатки сил и без отдыха совершить бросок в Литохоро, чтобы успеть на последний автобус Катерини — Афины. Это был, пожалуй, самый сложный этап из-за накопившейся усталости, к счастью, вверх нужно было идти всего 4 км (ура, асфальт! ) и потом 14 км вниз по серпантину. На перевале перед спуском мы сделали последний небольшой привал, съев почти всю еду и выпив воду чтобы снизить вес моей выкладки.

«Финишный створ» мы пересекли в 23-45 в Литохоро у кассы КТЕЛ, зафиксировав результат 56 км за 20 часов 45 минут. Тут нас поджидал сюрприз: оказалось автобус из Катерини в 24-00 идет прямо в Афины не заходя в Литохоро. Решение было принято моментально, и мы несемся на первом же такси на автовокзал Катерини. То, что мы были там за 2 минуты до отправления автобуса, иначе как чудом назвать нельзя. Так завершилось это маленькое приключение, в возможности которого сомневались многие.

Показанный результат говорит о том, что подъем на Митикас от уровня моря (из Плаки) и спуск обратно к морю за 24 часа вполне по силам средне подготовленным путешественникам. При этом из Литохоро в Прионию можно пойти по автомобильной дороге (больше расстояние, но меньше тратится сил), а обратно из Прионии спускаться в Литохоро по пешеходной тропе для экономии времени. Так что если вы так же, как и мы, не любите отдых all inclusive и еще хотите что-то себе доказать – попробуйте, вам понравится! Всё, что для этого потребуется — это горные ботинки, непродуваемая куртка, бутылка воды, пара сникерсов и хорошая погода. Желаем удачи!

(с) Иван Сухенко, сентябрь 2013.

Иван, благодарю за потрясающий отчет — вы с Юлей просто молодцы!!! Действительно, сила воли должна быть адамантовой 🙂 И удача понадобится всем, кто соберется в гости к Зевсу, совершить восхождение на Олимп. Конечно, удача помогает в первую очередь тем, кто все хорошо спланировал, поставил цель и шёл к ней не сворачивая. Ребята, желаю вам новых интересных маршрутов и покоренных вершин!

Отчет Ивана опубликован также на его странице в Facebook, оттуда же и фото. Для любителей такого крутого пешеходного туризма Иван зафиксировал трек маршрута на подъеме вот здесь: http://www.endomondo.com/workouts/240945606/2141198.

Маршрут восхождения на Олимп Ивана Сухенко

• Монастырь Св. Дионисия, гора Олимп

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы продолжим нашу экскурсию на Олимп, вы…

• Гора Олимп в Греции — здесь жили олимпийские боги

Гора Олимп в Греции – самая высокая гора в стране и вторая по высоте в Европе, с…

• Паралия Катерини, Греция — отличные пляжи и шубы!

Этот курорт, наверное, старейший в области Пиерия и первый, освоенный российским…

• Путешествия по Греции и не только: интервью с Юрием и Екатериной Федоровыми

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня с нами опытные путешественники Юрий и Ек…