Ника Самофракийская: крылатая победа эллинов

Маленький остров Самотраки легко упустить из виду, рассматривая карту Греции. Но совсем другая судьба у одной из наиболее известных греческих статуй — Ники Самофракийской (Νίκη της Σαμοθράκης), к которой прикованы взгляды всех посетителей парижского Лувра. Найденная на острове буквально по частям, она принесла историкам немало вопросов. Сведения о находке собирались долго и тщательно, но до сих пор статуя без головы для многих остаётся загадкой.

Ника Самофракийская: История шедевра античного мира

Фото wikimedia.org

Весна 1863 года. Французский Шарль Шампуазо, консул и по совместительству археолог-любитель, находит фрагменты (ноги и бюст), явно принадлежащие древней статуе. Вернее, открытие совершил греческий рабочий, трудившийся на раскопках и воскликнувший «Κύριε, εύραμεν μια γυναίκα…» — «Господин, мы нашли женщину!» Шампуазо сразу оценил значимость открытия и не терял времени зря — связался с французским послом в Константинополе. Тот договорился с турками, был выслан военный корабль для погрузки, и в течение года более 200 частей отправляют во Францию. Ещё через два года статую представляют широкой публике, сначала без верхней части туловища и крыльев.

Однако статую никак не могли установить так, чтобы она соблюдала равновесие. Ведь Шампуазо изначально не предполагал, что некоторые мраморные обломки, виденные им на раскопках, могут относиться к Нике. Спустя несколько лет уже австрийские исследователи определили эти обломки как основание статуи в виде носа корабля. Шампуазо удалось и эти части забрать для Лувра. 23 куска мрамора были сложены в гармоничный облик переда корабля, на который легко ступает богиня. Вся конструкция считается специалистами не просто умной, а гениальной — так филигранно точно скульптор выстроил равновесие размашистых крыльев Ники и массивного основания. Статуя и постамент дополняют друг друга и не могут существовать по отдельности.

Как устанавливали статую Ники

Некоторые исторические факты о статуе Ники удалось установить, хотя версии разнятся. Её автором предположительно является Пифокрит с Родоса (Линдос), который создал изваяние в честь одной из побед полководца Македонии Димитрия I Полиоркита. Она предназначалась для того, чтобы быть установленной на постаменте, который изображал боевой корабль и находился возле моря. Позже статую стали изображать на македонских монетах. Согласно двум другим версиям, Нику создали в честь побед Родоса над флотом сирийского правителя у островов Кос или Аморгос. Черты статуи близки к македонскому искусству, но одна из сохранившихся надписей содержит название острова Родос. Сначала археологи полагали, что в руке Ники был факел или лавровый венок, но предположение не подтвердилось, когда была найдена правая рука статуи.

Читайте также  Пешком по Олимпу с Яной Полежаевой

Большое количество частей статуи объясняется тем, что в те годы скульпторы работали над фигурами по частям, а потом собирали в целое. Это в более древнюю эпоху высекали статуи из цельного куска мрамора. Предполагают, что статую Ники зрители должны были видеть в полуобороте слева. Эта версия основана на том, что левая часть статуи исполнена более тщательно — тогда существовала подобная практика.

В греческой мифологии Ника была верной союзницей Зевса. Она символизирует победу, успешный результат и соответствует римской Виктории. Интересно, что на многих статуях фигурка Ники часто изображена в руках верховного греческого бога. Нику всегда представляли крылатой и непременно в позе движения — это рождало чувство победы и уверенности. В свою очередь 3-метровая Ника Самофракийская изображена в развевающейся одежде и будто парит над всеми, кто приближается к ней.

Когда-то статуя украшала самофракийское Святилище богов — Кабиров. Они не входили в пантеон Олимпа, и никто не может объяснить, откуда взялись эти таинственные божества. Говорят, что Кабиры даровали победу в морских сражениях, посылая Нику на корабль как предвестницу хорошего исхода. А моряки в благодарность жертвовали статуи, чтобы отблагодарить божеств.

Статуя выполнена из паросского мрамора, постамент — из родосского серого мрамора, а крыло — это гипсовая реконструкция. Найденная рука, предположительно принадлежавшая статуе, сейчас выставлена в отдельной витрине. Несмотря на то, что Ника сохранилась частично, с самого момента обнаружения она восхищает. Скульптору удалось превратить холодный камень в ожившую точёную фигуру. Кажется, что складки на её одеянии трепещут. Благодаря этому создаётся ощущение лёгкости. Нике присущи некоторые отличительные черты эллинистического стиля: драматичность, театральность и эмоциональность. Критики и профессионалы в области археологии поражены естественностью и неудержимой жаждой движения вперёд, навстречу стихии.

Гордость Лувра: Ника Самофракийская сегодня

Ника Самофракийская в Лувре. Фото wikimedia.org

Уже в XX веке некоторые деятели искусства возвращались к образу Ники в фильмах, картинах и книгах. Во многих музеях мира, а также в святилище на Самотраки, можно увидеть копии статуи. Интересно, что образ крыла Ники и её имя были использованы компанией Nike — эмблема принесла широкую известность этому бренду.

Сегодня Ника — главное украшение лестницы Дару, которое встречает посетителей Лувра. Наравне с Венерой Милосской она входит в число предметов гордости музея. Весьма символично, что Ника расположена на фоне белой стены — ничто не отвлекает внимания от античного шедевра. Считается, что самый красивый вид статуя приобретает вечером. Включается подсветка и мрамор будто становится прозрачным.

Читайте также  Шашлык из свинины на электрогриле

В 2014 году Ника вернулась на почётное место после реконструкции. Её «отбелили», придав исходный оттенок и создав контраст между белым цветом статуи и серым цветом её постамента. Неоднократно предпринимались тщетные попытки восстановить статую, додумать её образ и приделать руки. Но итог один: Ника теряла динамичность и лёгкость.

Самой большой загадкой Ники, изувеченной противниками язычества или просто временем, осталась исчезнувшая голова. Археологи не теряют надежду найти её случайно где-нибудь в недрах земли, на дне моря или (что тоже вероятно) в частной коллекции.

Два всемирно известных античных шедевра, находящихся в Лувре, — Венера Милосская и Ника Самофракийская — являются для греков не меньшей болью, чем мраморы Парфенона, украшающие Британский Музей. И Греция не теряет надежды, что когда-нибудь Ника Самофракийская вернется домой…

Ещё интересные статьи:

  • Новый Музей Акрополя — посетить обязательно!
  • Музы Древней Греции: миф, ставший реальным вдохновением
  • Греческий нос: что стало с классической внешностью греков?

23.03.2016 Елена Метелева
Источник: elramd.com

Джим До