Продолжаем знакомство с историей Пелопоннеса глазами Елены и Николая Поликарповых, рассказ которых участвует в конкурсе «Мои греческие каникулы 2018». На этот раз мы побываем в древнем городе Мессина, посмотрим на то, что от него осталось и узнаем его историю.
Предыдущая часть рассказа здесь.
Древняя Мессина — история и мифы
В административном отношении Греция делилась на номы, границы которых, в общем и целом, были близки к границам древних государств на территории этой современной страны. Всего их было 54, но, к сожалению, в рамках реформы административного управления номы были упразднены с 1 января 2011 года. Тем не менее, в обиходе их названия никуда не делись.
Вот мы, например, были в номе Мессиния. Современный город Мессини на берегу моря особого интереса не представляет, но в 15 километрах от него сохранились развалины древнего Мессини или Архео Мессини — столицы царства античных времен (столица нома сегодня город Каламата – именно под этой маркой продаются те самые знаменитые на весь мир оливки и масло).
Царство Мессиния всю античность люто воевало с Лаконией – теми самыми спартанцами. Они считали себя наследниками Геракла и на этом как бы основании активно воевали со всеми соседями и не очень соседями, «освобождая» свое «наследство». Собственно, поскольку экономка Спарты строилась исключительно на войне, ничего другого им и не оставалось. В итоге город Мессина был спартанцами захвачен и уцелевшие жители бежали кто куда, дабы не иметь сомнительного счастья превратиться в спартанских илотов и полурабов на своей собственной земле.
Кстати, итальянский город Мессина на Сицилии как раз и был основан некогда беженцами из греческой Мессинии, не случайно давшими ему название своей родины. Только в 371 году до Р.Х. полководец Эпаминонд во главе объединенной армии Фив и Аргоса (в этих древних царствах спартанцев любили примерно так же, как и в Мессинии, по тем же самым причинам) разбил, наконец, спартанцев и решил основать новый город, чтобы беженцам из Мессины было куда вернуться и жить дальше независимо.
Место, где должен быть новый город, увидел во сне верный соратник Эпаминонда Эпителий. Подчиняясь указаниям сонного видения, они поднялись на склоны горы Ифоми за амфорой, в которой хранился священный оловянный свиток. За 300 лет до этого он был спрятан Аристоменом, предводителем партизанской войны против Спарты. Он хотел верить, что наступит день, когда боги помогут освободить его родину.
Так в 369 году до Р.Х. появился город Мессина, который оставался, пожалуй, единственным греческим античным полисом, не разрушенным с тех пор ни разу войнами и не разграбленный ни разу. Этим он и уникален – своей удивительной сохранностью.
Люди среди этих древних камней жили еще и в 6 веке по Р.Х. уже при Римской Империи, набирая воду в тех же источниках и фонтанах, собираясь на той же агоре, смотря представления в тех же театрах, и бегая все по тому же стадиону.
А вот это была римская баня. Колонны сложены из плинфы в форме дисков. Между ними некогда циркулировал разогретый печью воздух, подогревавший полы бани.
Фонтан Арсинои – он назван по имени матери бога врачевания. Вода сюда поступала из горного источника Клепсидра. К слову, названия, многие обычаи и прочие подробности жизни древних времен мы знаем исключительно благодаря римскому путешественнику и географу Павсанию, во второй половине 2 века по Р.Х. объехавшему всю Грецию и составившему «Описание Эллады».
Руины виллы римского наместника. Мозаичные полы зала для официальных приемов, на заднем плане установлены три щита с изображениями статуй богов, некогда там размещавшихся. В центре – Артемида. По бокам стояли Гермес и текущий римский император (куда ж без него). В принципе, все это же самое, хотя и в упрощенном виде, можно увидеть и сегодня в кабинете любого нашего чиновника: пара иконок и портрет президента на стене за креслом хозяина. Традиции живучи.
Скульптура Артемиды из римской виллы сохранилась и экспонируется здесь же в небольшом археологическом музее.
Павсаний писал об Асклипио, как о музее произведений искусства, а не просто как о святилище этого божества. Асклипио тогда был центром всей общественной жизни города (по крайней мере, в римские времена, современные Павсанию). Здесь располагался еще один небольшой театр, который отлично сохранился. Ну а скульптуры римляне утащили к себе, оставив на месте только их копии, впрочем, отличные. Сейчас они в местном музее.
Любопытно, что римляне охотно перенимали культы божеств из своих колоний. В частности, во втором веке по Р.Х. здесь было построено святилище египетских Исиды и Сараписа. Их культ прибыл из колонии Рима в Александрии. Но вот тут вышла одна неувязочка. Исполнение обрядов требовало наличия Нила. Что ж, вокруг святилища выкопали ров в форме здоровенной буквы «П» в плане, наполнили его водой, благо воды в источниках Греции много – и вуаля, «Нил» готов. Ну и еще забавно выглядя скульптуры египетских божеств. Все-таки, ваяли их римляне, так что Исида имеет черты лица такой типичной римской матроны. Ну, а поскольку, дело происходит еще и в Элладе, то назвали ее Исида-Пелагиос – морская, покровительница моряков. Вот ее портрет на фото:
«Стадия» — это отрезок длиной в 600 ступней героя и полубога Геракла. По легенде, столько шагов он успел сделать с того момента, когда первые лучи дневного светила появились над вершиной холма Крона в Олимпии и до того, как солнце поднялось над землей. По-нашему выходит 178 метров. Древние греки полагали, что именно Геракл определил длину дорожек, на которых спортсмены должны были соревноваться друг с другом в беге.
В конце стадиона виднеется небольшая постройка в форме дорического храма. Это мавзолей членов могущественной во втором веке по Рождестве Христовом мессинийской фамилии Сефидас, которая была почитаема за покровительство спортсменам и щедрые пожертвования на разные городские искусства вообще.
Мавзолей семьи Сефидас. Сефидасы уж тысячелетие с лишним как мертвы, но люди помнят их имя – хорошо быть меценатом, правильно это.
Эту северную часть античного стадиона римляне приспособили для гладиаторских боев. Варвары, что с них взять?
Все здания в Мессини располагались вдоль прямых улиц, ориентированных по сторонам света и образующих «сетку» на местности. Такая планировка называется ипподамической, или гипподамовой – по имени ее автора архитектора, астронома и гиодезиста Ипподамуса (Гипподама), жившего в пятом веке до Р.Х. в городе Милете. Своим появлением она была обязана идеям греческой демократии и равенства — все люди получали равных размеров участки земли, а также имели равный доступ к общественным и священным зданиям. Ну, с учетом местных топографических особенностей, конечно.
В общем, город строился заново на новом месте и с изначально заложенной планировкой на демократических принципах, возможно, в противовес крепко надоевшей военной олигархии спартанцев. Такой вот древний греческий «Петербург».
Опять же, память спартанских нашествий побудила укрепить город. Если верить Павсанию, система укреплений Мессинии превосходила все современные ей крепости греческого мира. С одной стороны город защищала неприступная гора, а с другой построили по холмам стену длиной около 10 километров (в Греции, как известно, все есть – вот и «Великая Китайская стена» тоже есть своя, но поменьше, в масштабе страны). Стены обороняли без малого десятиметровой высоты четырехугольные в плане башни. Ведущие в Лаконию и Аркадию дороги защищали мощные ворота.
Аркадийские ворота. Камень уронили не мы. 🙂
И вот так через окрестные холмы на многие километры идет стена. Кладка на склонах строго горизонтальна, а вовсе не повторяет профиль горы.
Елена и Николай Поликарповы.
Продолжение следует.
- Город Аргос и крепость Лариса
Сегодня мы посетим с вами город Аргос на Пелопоннесе, а точнее – крепость под на…
- Город Монемвасия — средневековое очарование и релакс
Этот город его уроженец, знаменитый греческий поэт Яннис Рицос, называл «ка…
- Вечно юная Каламата — город на Пелопоннесе, Греция
Уважаемые читатели, попутешествуем с вами по древнему и прекрасному полуострову…
- Древний город Мессини, хранимый богами
На самом юге Пелопоннеса, у подножия горы Ифоми лежат удивительно сохранившиеся…
10.08.2018 Елена Метелева
Источник: