Сегодня перенесёмся на Пелопоннес, для встречи с ещё одной знаковой достопримечательностью Греции. Театр в Эпидавре и храм бога врачевания Асклепия известны широко за пределами Греции, театр и сейчас является действующим. Свой отзыв об Эпидавре, Асклепии и размышления о связи времен прислала Светлана Мельникова.
Театр в Эпидавре и другие достопримечательности
Путешествуя по Греции, я очень хотела увидеть Эпидавр. Как врача меня интересовало все, что связано с древним врачебным искусством.
На лекциях по истории медицины мы слышали имя Асклепия (по-римски — Эскулапа). Ведь и сейчас медиков называют эскулапами, только теперь почему-то в отрицательном значении этого имени. Мы слышали и про клятву Гиппократа. Только после 1917 года в подлиннике ее никто не читал, заменили клятвой Советского врача, совершенно исказив ее смысл, понадергав фраз из первоначального текста. Поэтому хотелось окунуться в истоки истории врачевания.
По дороге к Эпидавру стараюсь вспомнить, что я помню про бога врачевания древнего мира.
Сам Асклепий был личностью неординарной. Сын бога Аполлона и нимфы Корониды, он был извлечен из тела мертвой матери, которую Аполлон убил за измену. Тело нимфы он сжег, после этого все вороны, пролетавшие мимо погребального костра стали черными. До этого, говорят, были белыми. Те вороны, которые остались белыми, видно в Древней Греции не бывали.
Маленького Асклепия подбросили кентавру Хирону. Да, да тому самому, который воспитывал с детства знаменитого Геракла. Среди олимпийских богов это считалось престижным — отправлять своих чад на воспитание кентавру.
Асклепия Хирон учил искусству врачевания, использованию лечебных трав и сил природы, лечению ран и операциям. Ученик был прилежным, талантливым и, превзойдя в мастерстве своего учителя, стал великим врачом.
У Асклепия, кроме сыновей, были три дочери — Гигея — здоровье, Панацея — все исцеляющая и Иасо — лечение. Тоже очень знакомые всем имена.
Потом он еще и поплыл в путешествие с аргонавтами. Видно, предполагал, что врачу в этой экспедиции работы хватит, да и путешественники многие знакомы были — внебрачные дети олимпийских богов. Это про него великий Гомер писал — «Стоит воителей многих один врачеватель искусный…» .
После такой обширной практики стал настолько искусен во врачевании, что начал оживлять мертвых. Богиня Афина подарила ему кровь Горгоны, которая обладала общеоживляющими свойствами, да и змеи помогли. Однажды, гуляя, Асклепий увидел, что змея обвила его посох. Испугавшись, он убивает змею. И вдруг видит — ползет другая с пучком травы во рту. Этой травой одна змея оживила другую. Асклепий не растерялся и нашел эту траву, и стал с помощью ее и горгониной крови оживлять всех подряд.
Тут уже возмутился бог смерти Танатос – конкурент без лицензии, поток покойников стал много меньше, доходы (пожертвования) упали. Пожаловался Танатос Зевсу на конкурента — мол, совсем скоро бизнес изведет. Разгневался Зевс — как посмел смертный богам уподобиться и поразил его молнией. Но вмешались богини судьбы, мойры, и вернули Асклепия из царства мертвых. Так он и стал богом врачевания.
В общем, разборки на Олимпе были круче, чем в России в 90-х. На долгую память для медиков остался от Асклепия его посох – кадуцей с двумя змеями. Из этого символа вышел другой – чаша со змеей, раньше была с двумя. Они — символы медицины во всем мире.
Потомки Асклепия, некоторые из детей и внуков жили на острове Кос, где и пошла династия врачей (вообще считается, что все медицинские династии пошли от Асклепия). На острове Кос родился и Гиппократ, который считал себя родственником и учеником Асклепия. Вот такая история из медицины.
А мы уже подъехали к самому большому храмовому комплексу врачевания на Пелопонесе – Эпидавру. Первое, что я почувствовала там – это теплый, пропахший нагретой хвоей ветерок, который погладил меня по щеке, услышала шепот листвы. Как будто сам великий целитель приветствует меня, свою коллегу на земле древнего Эпидавра.
Это чудесное место с рощами, дорожками между сосен заставляет вспомнить один из постулатов медицины – врач лечит, природа исцеляет. Как будто погружаешься в другой мир, без шумных городов, дорог, мир покоя и отдыха. Место обладает еще и прекрасной энергетикой, это чувствуется каждой клеточкой тела.
Огромный по тем временам амфитеатр – тоже место для терапии. Современная психотерапия считает, что терапия искусством – арттерапия – вызывает такое количество положительных эмоций, вплоть до катарсиса, что психика человека начинает сама работать на исцеление тела.
На сцене ставились спектакли, выступали певцы. Акустика такая, что с верхних рядов слышно, как шелестит на сцене лист бумаги. На этой сцене и сейчас выступают певцы, пела легендарная Мария Каллас.
Спускаемся по дорожке вниз к музею археологии. Первое, что видим у входа – инструменты, которыми пользовались коллеги прошлого. Не так уж они и изменились за века, все эти скальпели, щипцы, мензурки, держалки. Во втором зале нас встречает сам Асклепий со знаменитым кадуцеем – посохом. А вдоль стен и на полочках — подарки благодарных пациентов.
Правда, в те далекие времена их дарили не лично врачу, а храму (лечебнице ). Вот статуи дочерей Асклепия, вот маленькие фигуры его самого. Рядом горельеф врача на приеме. А вот фигурки тех органов, которые исцелились. Не было у пациентов того времени привычки носить врачу бутылки коньяка и коробки конфет, наверное по причине их отсутствия. Все несли в храм как жертву богам за исцеление. Хотя, думаю, амфора-другая вина врачу все -таки перепадала. 🙂
Как все это знакомо, как смешались времена! В третьем зале капители колонн, которые украшали храмы. Ажурные коринфские, строгие дорические и завивающиеся волнами ионические величественные и прекрасные, они теперь украшают залы музея.
Иду дальше туда, где когда-то были прекрасные водолечебницы, гостиницы, где останавливались больные, стадион, храмы. Мало что осталось от огромного Асклепиона. Но в рощах такие же дорожки, тот же ветерок качает ветки деревьев, наверное, те же запахи нагретой солнцем земли, хвои, трав.
Хочется лечь под соснами, смотреть, как по необыкновенно голубому небу медленно проплывают легкие облака. И понимать, что природа, как и века, назад исцеляет, исцеляет душевные и телесные боли. Просто в шуме городов и в нашей суматошной жизни мы забыли об этом.
Прикасаюсь к теплым камням, которые были когда-то храмами Афины и другим богам. Посидеть там, где в древности были ванны с минеральной водой. Чуть дальше центральный храм с крытой галереей-абатоном, где исцеляли сном. Считалось, что во сне приходит сам Аполлон и подсказывает, как лечить .И еще было много священных ужей, которые приползали к спящим и, по преданиям, забирали черную энергию. Депрессию, говорят, на следующий день как рукой снимало.
Еще там проводили различные операции, даже в животе. И без анестезиологов! Древние врачи прекрасно владели гипнозом, трансом, использовали все возможности природы, все ее дары. И поражаешься, как много с тех времен мы потеряли, леча болезнь, а не исцеляя больного.
Пока сидела на теплом мраморе лежащей колонны, к моим ногам подбежала маленькая ящерица. Мы с интересом рассматривали друг друга. А может, это душа древнего доктора воплотилась в ящерку и рассматривала меня, коллегу из будущего… Какими мы стали, как лечим своих больных? Как зачарованные, мы смотрели друг на друга. Вот ящерка исчезла в траве, а у меня осталось непередаваемое чувство единения цепочки врачей от Асклепия до нас. Уезжать не хотелось. Хотелось с энергией этого места впитать дух и душевность древних целителей. Но – пора. До новой встречи, Эпидавр!
Светлана Мельникова.
Да, думаю, что в Эпидавр мы ещё вернемся! Благодарю Светлану за эмоциональный и искренний рассказ, ей удалось передать атмосферу этого удивительного места. Театр в Эпидавре и сейчас очень популярен, выступать в нем в театральном представлении или в концерте — большая честь. Пожелаем Эпидавру простоять ещё тысячи лет и так же служить людям!
14.04.2015 Елена Метелева
Источник: