Фильму, в котором затронута тема греческой мифологии, непременно уготован успех — возможно, именно так думают режиссёры. Иначе не объяснить обилие попыток экранизировать сюжеты мифов и вывести на экран отважных героев и олимпийских богов. И многие картины действительно получили признание, уже став классикой кинематографа. Ниже небольшой список самых известных и признанных во всем мире картин.
Фильмы про греческую мифологию: классика жанра
На мой взгляд, работы современных режиссеров «по мотивам» мифов древних греков напоминают скорее компьютерные игры и к искусству имеют весьма отдаленное отношение. Кроме, пожалуй, «300 спартанцев» — несмотря на голливудскую условность, лично мне фильм понравился и оставил след в душе. Но сегодня поговорим о классическом кинематографе, когда в мифах пытались найти не только приключения и зрелищность, но и глубину души человеческой.
«Ясон и аргонавты», 1963
Было несколько версий экранизации мифа об аргонавтах и Ясоне. Однако фильм 1963 года (режиссёр — Дон Чеффи) выделяется среди прочих по одной причине: в нём использовались небывалые по тем временам спецэффекты. Интересно, что на съёмку некоторых 3-минутных сцен ушло несколько месяцев. По сюжету, Ясон отправился в Колхиду за Золотым Руном — бесценным даром богов. Ему и аргонавтам придётся пройти через множество испытаний, прежде чем достичь Колхиды, обрести Руно и встретить Медею.
«Медея», 1969
Легендарный шедевр итальянца Пазолини вписан в историю кинематографа как единственный фильм, в котором успела сняться Мария Каллас. В этой картине сюжет также основан на мифе об аргонавтах. Только акцент сделан не на приключенческой составляющей, а на непростых отношениях Медеи и Ясона. Режиссёр обыграл миф по-своему, посмотрев на него с другой стороны. Аргонавты изображены практически как мародёры, а значительная часть фильма посвящена истории встречи, любви и последующего расставания Ясона и Медеи.
«Странствия Одиссея», 1954
«Странствия Одиссея» — это классический сюжет о приключениях и подвигах героя во время его возвращения к супруге Пенелопе. Кирк Дуглас играет роль Одиссея и делает это с полной самоотдачей, которая хорошо чувствуется даже через экран. Уставший от битв Троянской войны, герой хочет вернуться домой, но его путь омрачён кораблекрушением у берегов Феаки. Когда к Одиссею вернулась память, он начал вспоминать о встрече с циклопом, о поющих сиренах и волшебнице Кирке. Чтобы добраться до возлюбленной, ему пришлось побороть страх, устоять перед соблазнами и проявить ловкость ума. Кстати, одну из ролей в «Странствиях Одиссея» сыграл Энтони Куинн, хорошо известный ролью грека Зорбы.
Свое прочтение «Илиады» и «Одиссеи» в 1997 году снял Андрон Михалков-Кончаловский, с великолепным Армандом Ассанте в главной роли. Мне эта экранизация «Одиссеи»нравится больше, чем предыдущая, и она тоже уже стала классикой жанра.
«Ифигения», 1977
Фильм «Ифигения» — хороший пример экранизации сюжетов мифологии в таком виде, в каком её представляют сами греки. Режиссёром картины стал легендарный Михалис Какояннис, а одну из главных ролей сыграла Ирен Папас.
В основе фильма — история принесения в жертву царём Агамемноном родной дочери Ифигении. Когда греческая армия готовилась к великой битве, попутные ветры отказывались дуть. Как объяснил один из жрецов (Калхант), причиной послужил гнев Артемиды. Какояннис ввёл в сюжет персонажей, которые отсутствовали в античных источниках — Калханта и Одиссея. На кинофестивале в Салониках в 1977 году фильм был признан лучшим, а Татиана Папамосху (Ифигения) — лучшей актрисой.
«Электра», 1962
Ещё одна легендарная картина Какоянниса, успехом которой он не в последнюю очередь обязан музыке Микиса Теодоракиса. Режиссёр стремился приблизить фильм к традициям античного театра, отказался от массовки и пышных декораций. В основу сюжета лёг миф об Электре — дочери Клитемнестры и Агамемнона, образ которой украшал греческую драму и часто встречался в постановках трагедий. В желании отомстить за убийство любимого отца, она подстрекала своего брата Ореста к убийству собственной матери. Режиссёру и актёрам удалось остро поставить нравственную проблему, заложенную в сюжете мифа.
Впоследствии картина получила множество престижных наград на фестивалях в Салониках, Берлине, Эдинбурге, Брюсселе и Каннах. Критики и зрители особо отметили игру Ирен Папас и скупую мимику, которая очень достоверно передавала внутреннее напряжение Электры.
«Царь Эдип», 1967
Фильм с интересной сюжетной линией, которая протекает в древности и в современности. В Италии XX века рождается мальчик, которого отец, ведомый ревностью к матери ребёнка, уносит в пустыню и бросает на произвол судьбы. Затем действие переносится в античность, где спасённый от смерти ребёнок попадает к правителям Коринфа и получает имя Эдип. Мальчик вырос и получил пророчество: он своими руками убьёт отца и женится на собственной матери. В ужасе Эдип покидает Коринф, не подозревая, что его родители (Меропи и Полиб) ему не родные. Во время размолвки с настоящим отцом Лаем Эдип убивает его и женится на родной матери. Узнав правду, он ослепляет себя. Фильм заканчивается уже в современности, где слепой Эдип вернулся в место своего рождения.
Греческая мифология нашла отражение в кинематографе разных стран. За сюжеты в разное время брались итальянские и греческие мастера, российские режиссёры и Голливуд. Причём многие обходились с мифами довольно смело, предлагая свою, но не менее захватывающую трактовку, как, например, в следующем фильме:
«Федра», 1962
Стоит отметить фильм Жюля Дассена «Федра» (1962 г.), где он снял свою любимую Мелину Меркури. Сюжет взят из древнегреческого мифа, и описан в трагедии Эврипида. Федра — вторая жена афинского царя Тесея, она безнадежно влюбляется в его сына Ипполита, славящегося своей красотой. Однако Ипполит отвергает её дважды, и глубоко оскорбленная Федра разрывает свои одежды, бежит к царю полуобнаженной и обвиняет Ипполита в попытке изнасилования. Царь изгоняет сына из страны, и во время путешествия Ипполит погибает. Узнав о его смерти, Федра мучается от стыда и чувства вины, и в конце концов кончает жизнь самоубийством.
В фильме Дассен изменил сюжет и перенес его в современную ему Грецию. Здесь Федра — супруга богатого судовладельца, женщина, у которой есть буквально всё. Правда, харизматичный и уверенный в себе муж (Раф Валлоне) жену почти не замечает, он много работает и постоянно путешествует. Скучающей Федре он поручает привезти в Грецию его сына от первого брака — Алексиса (Антони Перкинс), чтобы занять его в семейном бизнесе. Встреча героев в Британском Музее становится для обоих роковой. Спокойная внешне Федра напоминает спящий вулкан, в котором копится лава. Тонко чувствующий художник Алексис потрясен внутренней силой, отображающейся на удивительном лице мачехи.
Одна из самых сильных сцен фильма — когда герои не могут более противостоять своим чувствам и отдаются им в полной мере.
Тревожное ощущение неизбежной трагедии оправдывается в конце фильма. Алексис погибает в автокатастрофе, Федра не выносит стыда и горя и расстается с жизнью добровольно.
Почему же люди продолжают смотреть фильмы о греческих мифах? Уверена, что не за антураж или модные сейчас спецэффекты. Никакая компьютерная графика не поможет донести до зрителя глубокие, трудные и вечные чувства, волнующие людей на протяжении тысячелетий. Одни и те же проблемы и страсти мучили древних греков и заставляют страдать современных людей сейчас. Может быть, глубина мысли и вызывающая нагота страстей греческих мифов помогает нам лучше понять самих себя, как вы думаете?
- Греческий фильм «Приманка» с русскими субтитрами
Здравствуйте! Прежде всего хочу поздравить вас, дорогие читатели, с наступающим…
- Любимые греческие фильмы: «Щепотка перца»
Дорогие читатели, сегодня хочу представить вам греческий фильм «Щепотка перца»….
- Новый греческий фильм о любви
Здравствуйте! В дни рождественских праздников мы всегда ездим в кино. Ближайший…
- Девочки под солнцем — греческий фильм с русскими субтитрами
Сегодня представляю вам ещё один греческий фильм с русскими субтитрами в моем ис…
27.02.2021 Елена Метелева
Источник: