Храм Святой Параскевы, Сиатиста

Сегодня мы совершим экскурсию в самую старую сохранившуюся церковь города Сиатиста: храм Святой Параскевы и Св. Екатерины. Храм в честь Агия Параскеви был построен в 1677 году, сохранились уникальные фрески конца 17-го и начала 18-го веков. В городе немало старинных церквей, но эта, пожалуй, самая известная из них.

Содержание

Храм Агия Параскеви: памятник истории и поствизантийской архитектуры

Расположение и наружный вид храма Святой Параскевы


Находится храм на площади Герания в нижней части Сиатисты. Чуть ниже напротив — закрытая старая церквушка в честь Богоматери. Верхний угол квартала венчает высокая и более поздняя (1862 г.) колокольня. Средства на её строительство собрали сами жители района Герания. Колокольню османы разрешили построить только потому, что в городе не было мечети. Ведь колокольня не имела права быть выше минарета. Но в самой Сьятисте турки не селились – горы им не нравились или климат, не знаю.

Глядя на церковь Св. Параскевы издалека, можно подумать, что это обычный дом или даже склад. Четыре угла, двускатная крыша. Дело в том, что османы не разрешали, чтобы церкви как-то выделялись на фоне города. Поэтому все купола и прочие архитектурные признаки церкви – всё только внутри. Заходя внутрь, поражаешься – как в этом неказистом и небольшом с виду здании помещается всё это?

Снаружи у южной стены храма существует портик с навесом, в закрытой часовне которого находится большое изображение Богородицы. Рядом более поздние образы архангелов.

Здесь можно поставить свечки и поклониться иконам

Старинная икона Богородицы и архангелы

Агия Параскеви в свое время относилась к угодьям Синайского монастыря. На внешних фресках мы видим подвижников, монахов и анахоретов Палестинской пустыни.

Фрески на стене портика, начало 18-го века

Вход в храм Св. Параскевы

С верхней стороны комплекса, у колокольни, есть ещё один вход во двор храма и в притвор.

Дверь на территорию храма

Северная стена храма

Иконы над дверью в гинеконитис

Убранство и иконостас Храма Св. Параскевы

В конце 17-го века Сьятиста была крупным и процветающим торговым городом. Убранство храма Св. Параскевы подтверждает собой этот исторический факт. Взять хотя бы богатый иконостас.

Резной деревянный иконостас ручной работы был к тому же позолоченным. Его изготавливали мастера из Яннины целых 18 лет и создали шедевр в своем роде. Переплетения резного дерева изображают виноградные лозы и виноград.

Большие митрополитские иконы – письма критской школы, художник-иконописец – Теодорос Пулакис. В этих иконах присутствует стиль барокко и они несколько отличаются от привычного византийского письма. Художник Теодорос Пулакис был родом из Ханья, 10 лет учился в Вене и стиль барокко повлиял на его творчество.

Это влияние заметно в том, как выписаны лица святых, складки их одежды, изгибы тела, цветА, золотой фон икон.

Икона Святой Параскевы, серебро. Фото http://magdax.blogspot.com/

Икона самой Св. Параскевы «одета» в серебряную рубашку и находится рядом с иконой Богоматери. На серебре рядом с фигурой святой изображены сцены её мучений и упокоения.

Очень интересный аналой из инкрустированного дерева. Гид рассказал, что его сделали из старинного сундука, просто поставили на попа. 🙂

Читайте также  Котлеты из фарша

Резной деревянный амвон.

Икона Св. Параскевы. В левой руке у святой — глаза на тарелочке.

Настенные росписи

В храме внимательный глаз сразу заметит, что росписи стен как бы разделены пополам. Верхнюю часть стен занимает более ранняя роспись 1711 года, изображающая сцены из жизни Иисуса, нижнюю – более яркая и поздняя.

Боковой проход, в конце виден вход в алтарь

Трон Митрополита. Хорошо видна хрустальная венская люстра

Украшение колонны

Свод с изображением Св. Параскевы

Нижняя зона: более поздние росписи 1898 года

Поздняя роспись имеет более примитивный, народный стиль и выполнена в другой технике. У этого есть интересное объяснение.

В 1898 году стены главной церкви были отремонтированы и расписаны местным художником Христодулосом Зографосом. Насколько я поняла из рассказа гида, это был художник-энтузиаст, который поставил себе цель расписать весь храм. Причем его работа накладывается на старые фрески — на некоторых участках это заметно.

Он успел расписать нижнюю зону храма и сделать двух новых ангелов для большой старой иконы Богоматери, которая изображена в часовне внешнего портика. Далее полет вдохновения был прерван: деятельность художника прекратили, так как горожанам не понравился результат его работы!

Люстры и фарфоровые шары

Латунная люстра из Персии

Ещё одна деталь, показывающая богатство Сьятисты того времени – роскошные люстры храма. Например, латунный светильник приехал из Персии, а хрустальный — из Вены. Вена была центром европейской торговли для купцов Сьятисты. В 17-м веке началась бурная торговля города с Европой, и в конце века в Вене работало около 200 торговых домов из Сьятисты.

Латунная люстра на фоне иконостаса

Фарфоровые шары на люстрах. Такие шары использовали в основном в монастырях для защиты от мышей. Изготовлены они в Турции, Чанаккале. Монахи подвешивали такие шары над кадилами (подвесными лампами). Мыши спускались с потолка по цепи, чтобы полакомиться маслом, которое заливали в кадила. На шаре они скользили и падали. Способ оригинальный, но результативный! Фарфоровые шары красиво расписаны и смотрятся как дополнительное украшение люстры.

Храм Св. Параскевы в первые годы служил монастырем, поэтому и шары остались на память о том времени. До 1700 года в монастыре существовала школа. В документах первым учителем записан монах по имени Иона. Он был местный, из Сьятисты, и всё своё имущество передал городу.

В алтаре храма есть вход в тайную комнату, так называемая «тайная школа» («крифо схолио»). Обычно в церквях это были скрытые помещения, где священники тайно учили греческих детей грамоте. Но здесь эта тайная камера служила чаще всего убежищем в случае набега турко-албанцев или других грабителей.

Тайная комната в алтаре

Кроме того, в алтаре хранится также редкая реликвия: карта Иерусалима на ткани. Чтобы сохранить её, карту закрывали куском резной кожи.

Все знали, что Сьятиста – богатый город, и к нему, как мухи на мед, слетались разного рода бандиты и разбойники.

Гинеконитис (женская часть храма)

Поднимаемся в гинеконитис

В него ведут три очень высокие мраморные ступени. Гинеконитис — это помещение только для женщин с дверями для отдельного входа и выхода. Женщины в течение службы вообще не спускались в главное помещение храма. Заходили только тогда, когда мужчины уже вышли из церкви. Или священник сам поднимался в гинеконитис, чтобы причастить желающих.

Однако не стоит судить о положении женщин Сьятисты исходя из того, что им было запрещено спускаться с мужчинам в церкви. На самом деле женщины, особенно хозяйки богатых домов, пользовались уважением общества и имели достаточные привилегии. Главной причиной было то, что отцы семейств часто и подолгу отсутствовали по роду деятельности. Например, ездили заграницу за товарами или для продажи своих товаров.

Читайте также  Коржики

Женщине приходилось самой становиться главой семьи и управлять делами хозяйства и финансами, каждодневно принимать значимые решения. Женщина-архондисса (госпожа большого дома) должна была быть примером для других. Она обязана была поддерживать свое честное имя и ничем себя не запятнать, пока муж в отлучке. Поэтому архондиссы Сьятисты попросили поставить металлическую сетку в гинеконитисе. Они могли видеть то, что происходит внизу, но их самих не видели мужчины.

Слева — сетка, отделяющая гинеконитис

Сейчас в Сьятисте осталось порядка 25 архондика (господских домов), несколько из них стали музеями. Но в то время таких домов было больше сотни, то есть и женщин-хозяек было много.

Единственная женщина, которой было позволено спускаться в мужскую часть храма, была легендарная Перистера Крака (1860-1938). У неё там было свое персональное место.

Купола и фрески гинеконитиса

Гинеконитис, как и весь храм, построен так, что снаружи не видны его купола. А каждый внутренний купол – особенный, всего их шесть. На поверхности стен и куполов изображены сцены из Ветхого завета, Апокалипсиса, жития Христа.

Например, на куполе с Богородицей ниже её изображения расположены сцены из Содома и Гоморры.

На первом куполе (в углу у двери) в центре – Святая Троица. Ниже на его стенах – Генесис — Рождение мира, история Адама и Евы и изгнание из Рая. Тут же – Каин и Авель, Ной и его ковчег, Вавилонская башня… Росписи повреждены, поэтому приходится всматриваться, чтобы понять мысль художника.

Купол напротив входа: изображен Иоанн Предтеча, а ниже – сцены из его жизни вплоть до усекновения главы.

Купол с Иоанном Предтечей

Следующий купол – дальний в центре, Царствие Небесное, Христос во славе. Он изображен восседающим на радуге, после Второго Пришествия. Ниже сцены из Апокалипсиса и из жития Христа. Множество фигур и событий.

Купол с Христом, восседающим на радуге

«Корень Иессея» — родословная Христа

Самый знаменитый купол и его роспись – юго-западный угловой. Здесь мы видим генеалогическое древо Иисуса Христа – «Корень Иессея». На изображении очень подробно выписаны прародители Иисуса, с вершиной на куполе – самим Христом.

Фреска с родословной Христа — Корень Иессея

Но самое примечательное – рядом с праотцом Иессеем изображены древнегреческие философы: Плутарх, Аристотель, Солон, Фукидид, Платон и Сивилла (пророчица в Древней Греции). Все они показаны без нимбов, так как не считаются святыми.

П равославная церковь признает этих мудрецов как бы первыми провидцами, неофициально, конечно. Считают, что они первыми говорили об единой высшей силе и не верили в 12 богов Олимпа. Говорят также, что Сибилла даже писала о рождении Христа и Богородицы.

Церквей с изображением древних философов очень мало. В Греции их семь, если не считать отдельные изображения в некоторых монастырях Святого Афона. В Сьятисте два храма с такими росписями: Св. Параскевы и Св. Ильи Пророка 1701 года.

Помещая античных мудрецов рядом с предками Христа, церковь таким образом признает значимость этих людей и неоценимый вклад в историю всего человечества.

Последний, юго-восточный купол, изображает исход евреев из Египта. На вершине купола – сам бог-отец Саваоф, над окном видно, как Моисей получает скрижали с десятью заповедями.

На стенах гинеконитиса изображены только святые-женщины. Здесь в основном сохранились первые росписи начала 18-го века. Но есть участки, над которыми успел потрудиться энтузиаст Христодулос Зографос (см. выше). Слава Богу, он не успел записать все старые фрески.

Читайте также  Торт из печенья со сгущенкой

Для чего вообще так расписывали храмы? В основном для тех прихожан, кто не знал грамоты. Для них эти росписи были как раскрытая книга, где есть все события, о которых рассказывает священник.

Купель в гинеконитисе

Купель небольшого размера, вода из отверстия сразу утекала в яму под храмом. В старину детей крестили в очень раннем возрасте, почти сразу после рождения. Если дитё не выживет, то хотя бы уйдет крещёным.

Купель для крещения в гинеконитисе. Фото magdax.blogspot.com/

Почему купель именно в женской части храма? Раньше отец ребенка не присутствовал на крестинах, да и мать после родов не могла. Главными были крестная и бабушка младенца. Счастливый папаша ждал на улице, когда из церкви выбегут детишки и объявят ему имя, которое дали малышу. Собственно, и сейчас происходит примерно так.

Вторая Мировая: Битва при Фардикамвосе

Храм выдержал много страшных событий. Кроме веков турецкого ига, Сьятисте досталось и во Вторую Мировую. В 1943 году в городе узнали, что к ним направляется полк итальянской армии в 600 штыков. Недалеко от города собрались партизаны ЭЛАС и местное ополчение, не только из самой Сьятисты, но и окрестных деревень. Они приняли четырехдневный бой и взяли в плен целый полк вражеской армии, вместе со всеми трофеями! (Битва при Фардикамвосе, 5 марта 1943 г.)

Такое немцы простить, конечно, не могли. Репрессии последовали незамедлительно: пожары и разрушения, про жертвы я ничего не нашла, но наверняка они были. Немцы даже местный палеонтологический музей разорили, выбрасывая экспонаты возрастом в миллионы лет из окон на мостовую. Погреба со знаменитыми винами Сьятисты тоже были уничтожены вместе с заквасками, которым было по сто лет. Храм Св. Параскевы хотели сжечь, но местным как-то удалось его отстоять.

Что вокруг храма Св. Параскевы

Если подняться по улице выше колокольни, то можно дойти до Хоры — верхней части города. По дороге вы увидите ещё несколько старинных церквей и дома традиционной архитектуры. Рядом с храмом Св. Параскевы — Музыкальная школа Сиатисты, в красивом здании классической архитектуры. Немного выше видны купола собора Св. Николая.

Музыкальная школа Сиатисты

Чуть ниже квартала, занимаемого храмом Агия Параскеви, парочка традиционных местных кофеен. Под сенью платана можно душевно посидеть, отдохнуть, поучиться у греков созерцанию мира.

А недалеко находится дом-музей Архондико Пулкос и частный музей Татьяны Деру, о которых я уже писала. В общем, в Сьятисте есть что посмотреть. Не проезжайте мимо, как говорится!

Информацию о храме я почерпнула из рассказа гида-энтузиаста Христоса Каракулакиса — огромное ему спасибо — и с греческих сайтов. Жители Сиатисты любят свой город и с удовольствием помогут вам узнать его получше!

  • Сиатиста, Архондико Пулкос — частный музей

    В предыдущей статье вы познакомились немного с городом Сиатиста, его историей и…

  • Сиатиста — город средневековых сокровищ

    Об этом городе знают лишь немногие туристы. А ведь это первый в Греции район по…

  • Налегке по Греции с Яной Полежаевой: Метеоры и Каламбака

    Новая статья о «пешеходном» отдыхе в Греции для конкурса «Мои гре…

  • Архондико Пулкос: Как выглядел особняк греческого купца 18-го века?

    Все слышали про Касторью — шубный центр в Греции, но далеко не все знают,…

07.11.2021 Елена Метелева
Источник: elramd.com

Джим До