Сегодня мы совершим экскурсию в самую старую сохранившуюся церковь города Сиатиста: храм Святой Параскевы и Св. Екатерины. Храм в честь Агия Параскеви был построен в 1677 году, сохранились уникальные фрески конца 17-го и начала 18-го веков. В городе немало старинных церквей, но эта, пожалуй, самая известная из них.
Содержание
- Храм Агия Параскеви: памятник истории и поствизантийской архитектуры
- Расположение и наружный вид храма Святой Параскевы
- Убранство и иконостас Храма Св. Параскевы
- Настенные росписи
- Люстры и фарфоровые шары
- Гинеконитис (женская часть храма)
- Купола и фрески гинеконитиса
- «Корень Иессея» — родословная Христа
- Купель в гинеконитисе
- Вторая Мировая: Битва при Фардикамвосе
- Что вокруг храма Св. Параскевы
Храм Агия Параскеви: памятник истории и поствизантийской архитектуры
Расположение и наружный вид храма Святой Параскевы
Находится храм на площади Герания в нижней части Сиатисты. Чуть ниже напротив — закрытая старая церквушка в честь Богоматери. Верхний угол квартала венчает высокая и более поздняя (1862 г.) колокольня. Средства на её строительство собрали сами жители района Герания. Колокольню османы разрешили построить только потому, что в городе не было мечети. Ведь колокольня не имела права быть выше минарета. Но в самой Сьятисте турки не селились – горы им не нравились или климат, не знаю.
Глядя на церковь Св. Параскевы издалека, можно подумать, что это обычный дом или даже склад. Четыре угла, двускатная крыша. Дело в том, что османы не разрешали, чтобы церкви как-то выделялись на фоне города. Поэтому все купола и прочие архитектурные признаки церкви – всё только внутри. Заходя внутрь, поражаешься – как в этом неказистом и небольшом с виду здании помещается всё это?
Снаружи у южной стены храма существует портик с навесом, в закрытой часовне которого находится большое изображение Богородицы. Рядом более поздние образы архангелов.
Агия Параскеви в свое время относилась к угодьям Синайского монастыря. На внешних фресках мы видим подвижников, монахов и анахоретов Палестинской пустыни.
С верхней стороны комплекса, у колокольни, есть ещё один вход во двор храма и в притвор.
Убранство и иконостас Храма Св. Параскевы
В конце 17-го века Сьятиста была крупным и процветающим торговым городом. Убранство храма Св. Параскевы подтверждает собой этот исторический факт. Взять хотя бы богатый иконостас.
Резной деревянный иконостас ручной работы был к тому же позолоченным. Его изготавливали мастера из Яннины целых 18 лет и создали шедевр в своем роде. Переплетения резного дерева изображают виноградные лозы и виноград.
Большие митрополитские иконы – письма критской школы, художник-иконописец – Теодорос Пулакис. В этих иконах присутствует стиль барокко и они несколько отличаются от привычного византийского письма. Художник Теодорос Пулакис был родом из Ханья, 10 лет учился в Вене и стиль барокко повлиял на его творчество.
Это влияние заметно в том, как выписаны лица святых, складки их одежды, изгибы тела, цветА, золотой фон икон.
Икона самой Св. Параскевы «одета» в серебряную рубашку и находится рядом с иконой Богоматери. На серебре рядом с фигурой святой изображены сцены её мучений и упокоения.
Очень интересный аналой из инкрустированного дерева. Гид рассказал, что его сделали из старинного сундука, просто поставили на попа. 🙂
Настенные росписи
В храме внимательный глаз сразу заметит, что росписи стен как бы разделены пополам. Верхнюю часть стен занимает более ранняя роспись 1711 года, изображающая сцены из жизни Иисуса, нижнюю – более яркая и поздняя.
Поздняя роспись имеет более примитивный, народный стиль и выполнена в другой технике. У этого есть интересное объяснение.
В 1898 году стены главной церкви были отремонтированы и расписаны местным художником Христодулосом Зографосом. Насколько я поняла из рассказа гида, это был художник-энтузиаст, который поставил себе цель расписать весь храм. Причем его работа накладывается на старые фрески — на некоторых участках это заметно.
Он успел расписать нижнюю зону храма и сделать двух новых ангелов для большой старой иконы Богоматери, которая изображена в часовне внешнего портика. Далее полет вдохновения был прерван: деятельность художника прекратили, так как горожанам не понравился результат его работы!
Люстры и фарфоровые шары
Ещё одна деталь, показывающая богатство Сьятисты того времени – роскошные люстры храма. Например, латунный светильник приехал из Персии, а хрустальный — из Вены. Вена была центром европейской торговли для купцов Сьятисты. В 17-м веке началась бурная торговля города с Европой, и в конце века в Вене работало около 200 торговых домов из Сьятисты.
Фарфоровые шары на люстрах. Такие шары использовали в основном в монастырях для защиты от мышей. Изготовлены они в Турции, Чанаккале. Монахи подвешивали такие шары над кадилами (подвесными лампами). Мыши спускались с потолка по цепи, чтобы полакомиться маслом, которое заливали в кадила. На шаре они скользили и падали. Способ оригинальный, но результативный! Фарфоровые шары красиво расписаны и смотрятся как дополнительное украшение люстры.
Храм Св. Параскевы в первые годы служил монастырем, поэтому и шары остались на память о том времени. До 1700 года в монастыре существовала школа. В документах первым учителем записан монах по имени Иона. Он был местный, из Сьятисты, и всё своё имущество передал городу.
В алтаре храма есть вход в тайную комнату, так называемая «тайная школа» («крифо схолио»). Обычно в церквях это были скрытые помещения, где священники тайно учили греческих детей грамоте. Но здесь эта тайная камера служила чаще всего убежищем в случае набега турко-албанцев или других грабителей.
Кроме того, в алтаре хранится также редкая реликвия: карта Иерусалима на ткани. Чтобы сохранить её, карту закрывали куском резной кожи.
Все знали, что Сьятиста – богатый город, и к нему, как мухи на мед, слетались разного рода бандиты и разбойники.
Гинеконитис (женская часть храма)
В него ведут три очень высокие мраморные ступени. Гинеконитис — это помещение только для женщин с дверями для отдельного входа и выхода. Женщины в течение службы вообще не спускались в главное помещение храма. Заходили только тогда, когда мужчины уже вышли из церкви. Или священник сам поднимался в гинеконитис, чтобы причастить желающих.
Однако не стоит судить о положении женщин Сьятисты исходя из того, что им было запрещено спускаться с мужчинам в церкви. На самом деле женщины, особенно хозяйки богатых домов, пользовались уважением общества и имели достаточные привилегии. Главной причиной было то, что отцы семейств часто и подолгу отсутствовали по роду деятельности. Например, ездили заграницу за товарами или для продажи своих товаров.
Женщине приходилось самой становиться главой семьи и управлять делами хозяйства и финансами, каждодневно принимать значимые решения. Женщина-архондисса (госпожа большого дома) должна была быть примером для других. Она обязана была поддерживать свое честное имя и ничем себя не запятнать, пока муж в отлучке. Поэтому архондиссы Сьятисты попросили поставить металлическую сетку в гинеконитисе. Они могли видеть то, что происходит внизу, но их самих не видели мужчины.
Сейчас в Сьятисте осталось порядка 25 архондика (господских домов), несколько из них стали музеями. Но в то время таких домов было больше сотни, то есть и женщин-хозяек было много.
Единственная женщина, которой было позволено спускаться в мужскую часть храма, была легендарная Перистера Крака (1860-1938). У неё там было свое персональное место.
Купола и фрески гинеконитиса
Гинеконитис, как и весь храм, построен так, что снаружи не видны его купола. А каждый внутренний купол – особенный, всего их шесть. На поверхности стен и куполов изображены сцены из Ветхого завета, Апокалипсиса, жития Христа.
Например, на куполе с Богородицей ниже её изображения расположены сцены из Содома и Гоморры.
На первом куполе (в углу у двери) в центре – Святая Троица. Ниже на его стенах – Генесис — Рождение мира, история Адама и Евы и изгнание из Рая. Тут же – Каин и Авель, Ной и его ковчег, Вавилонская башня… Росписи повреждены, поэтому приходится всматриваться, чтобы понять мысль художника.
Купол напротив входа: изображен Иоанн Предтеча, а ниже – сцены из его жизни вплоть до усекновения главы.
Следующий купол – дальний в центре, Царствие Небесное, Христос во славе. Он изображен восседающим на радуге, после Второго Пришествия. Ниже сцены из Апокалипсиса и из жития Христа. Множество фигур и событий.
«Корень Иессея» — родословная Христа
Самый знаменитый купол и его роспись – юго-западный угловой. Здесь мы видим генеалогическое древо Иисуса Христа – «Корень Иессея». На изображении очень подробно выписаны прародители Иисуса, с вершиной на куполе – самим Христом.
Но самое примечательное – рядом с праотцом Иессеем изображены древнегреческие философы: Плутарх, Аристотель, Солон, Фукидид, Платон и Сивилла (пророчица в Древней Греции). Все они показаны без нимбов, так как не считаются святыми.
П равославная церковь признает этих мудрецов как бы первыми провидцами, неофициально, конечно. Считают, что они первыми говорили об единой высшей силе и не верили в 12 богов Олимпа. Говорят также, что Сибилла даже писала о рождении Христа и Богородицы.
Церквей с изображением древних философов очень мало. В Греции их семь, если не считать отдельные изображения в некоторых монастырях Святого Афона. В Сьятисте два храма с такими росписями: Св. Параскевы и Св. Ильи Пророка 1701 года.
Помещая античных мудрецов рядом с предками Христа, церковь таким образом признает значимость этих людей и неоценимый вклад в историю всего человечества.
Последний, юго-восточный купол, изображает исход евреев из Египта. На вершине купола – сам бог-отец Саваоф, над окном видно, как Моисей получает скрижали с десятью заповедями.
На стенах гинеконитиса изображены только святые-женщины. Здесь в основном сохранились первые росписи начала 18-го века. Но есть участки, над которыми успел потрудиться энтузиаст Христодулос Зографос (см. выше). Слава Богу, он не успел записать все старые фрески.
Для чего вообще так расписывали храмы? В основном для тех прихожан, кто не знал грамоты. Для них эти росписи были как раскрытая книга, где есть все события, о которых рассказывает священник.
Купель в гинеконитисе
Купель небольшого размера, вода из отверстия сразу утекала в яму под храмом. В старину детей крестили в очень раннем возрасте, почти сразу после рождения. Если дитё не выживет, то хотя бы уйдет крещёным.
Почему купель именно в женской части храма? Раньше отец ребенка не присутствовал на крестинах, да и мать после родов не могла. Главными были крестная и бабушка младенца. Счастливый папаша ждал на улице, когда из церкви выбегут детишки и объявят ему имя, которое дали малышу. Собственно, и сейчас происходит примерно так.
Вторая Мировая: Битва при Фардикамвосе
Храм выдержал много страшных событий. Кроме веков турецкого ига, Сьятисте досталось и во Вторую Мировую. В 1943 году в городе узнали, что к ним направляется полк итальянской армии в 600 штыков. Недалеко от города собрались партизаны ЭЛАС и местное ополчение, не только из самой Сьятисты, но и окрестных деревень. Они приняли четырехдневный бой и взяли в плен целый полк вражеской армии, вместе со всеми трофеями! (Битва при Фардикамвосе, 5 марта 1943 г.)
Такое немцы простить, конечно, не могли. Репрессии последовали незамедлительно: пожары и разрушения, про жертвы я ничего не нашла, но наверняка они были. Немцы даже местный палеонтологический музей разорили, выбрасывая экспонаты возрастом в миллионы лет из окон на мостовую. Погреба со знаменитыми винами Сьятисты тоже были уничтожены вместе с заквасками, которым было по сто лет. Храм Св. Параскевы хотели сжечь, но местным как-то удалось его отстоять.
Что вокруг храма Св. Параскевы
Если подняться по улице выше колокольни, то можно дойти до Хоры — верхней части города. По дороге вы увидите ещё несколько старинных церквей и дома традиционной архитектуры. Рядом с храмом Св. Параскевы — Музыкальная школа Сиатисты, в красивом здании классической архитектуры. Немного выше видны купола собора Св. Николая.
Чуть ниже квартала, занимаемого храмом Агия Параскеви, парочка традиционных местных кофеен. Под сенью платана можно душевно посидеть, отдохнуть, поучиться у греков созерцанию мира.
А недалеко находится дом-музей Архондико Пулкос и частный музей Татьяны Деру, о которых я уже писала. В общем, в Сьятисте есть что посмотреть. Не проезжайте мимо, как говорится!
Информацию о храме я почерпнула из рассказа гида-энтузиаста Христоса Каракулакиса — огромное ему спасибо — и с греческих сайтов. Жители Сиатисты любят свой город и с удовольствием помогут вам узнать его получше!
- Сиатиста, Архондико Пулкос — частный музей
В предыдущей статье вы познакомились немного с городом Сиатиста, его историей и…
- Сиатиста — город средневековых сокровищ
Об этом городе знают лишь немногие туристы. А ведь это первый в Греции район по…
- Налегке по Греции с Яной Полежаевой: Метеоры и Каламбака
Новая статья о «пешеходном» отдыхе в Греции для конкурса «Мои гре…
- Архондико Пулкос: Как выглядел особняк греческого купца 18-го века?
Все слышали про Касторью — шубный центр в Греции, но далеко не все знают,…
07.11.2021 Елена Метелева
Источник: