Сегодня у нас не совсем обычная встреча — свои впечатления о паломничестве на Святой Афон в монастырь Кутлумуш прислал читатель сайта Сергей Рязанов. Его материалы уже были опубликованы на одном из сайтов в «Мир тесен», но думаю, что и вам будет интересно узнать все, так сказать, «из первых рук». Особенно нам, женщинам — если мужчины ещё имеют надежду посетить Афон, то нам это не светит ни в каком случае!
Поэтому нам остается смотреть на монашескую жизнь Афона глазами других людей, прочувствовать их впечатления… А рассказ Сергея, такой искренний и непосредственный, поможет нам в этом. Итак, ему слово:
Греция, Святой Афон. Часть 1 — Кутлумуш
Афон… Святая Гора… Агиос Орос… Это особо личное, каждому он дает свое и никого не оставляет равнодушным… Случайных людей там не бывает, уж больно труден путь туда и духовный и мирской. Не каждый станет «выправлять» Диамонитирион, чтобы несколько дней вставать по удару било в 4-40 утра, жить по Уставу монастыря, стоять на молитве, есть весьма скромную пищу… не для ТУРИСТА АФОН, для ДУШИ, которая просится прикоснуться к Святой Горе… Поэтому и не хотел сначала писать об Афоне, потом подумал: может мои записки кому сгодятся, тому, кто ХОЧЕТ ТУДА…
Афон начинается с Урануполи. Там, в Паломническом центре, получаешь заказанный заранее Диамонитирион. Диамонитирион — это «виза» на Афон, без него туда не попасть, он заказывается по интернету (да, да — век высоких технологий) непосредственно в одном из 20-и Афонских монастырей. Мне был заказан Диамонитирион через монастырь Кутлумуш.
Жена, понятно, осталась дома, женщинам на Афон путь закрыт. Полтора часа рано утром по вихляющей дороге от Флогиты до Уранополи, приткнул машину в боковой улочке у чужого частного дома, как всегда в Греции с парковками проблемы (улочка тоже забита под завязку стоящими вплотную машинами) и спускаюсь к Паломническому центру. Подхожу по очереди к стойке, даю паспорт, клерк роется в записях и объявляет: ноу резервейшен! Не может быть! Звоню знакомым, что мне помогали, говорят сейчас разберемся.
Минут через тридцать звонок, звонит «разборщик» и говорит только по-гречески, я ТОКА по-русски… Короче встречаемся у центра, он с моим паспортом пошел разбираться, минут через 10 приходит отдает паспорт, говорит айн момент и пропадает… Айн момент длился часа полтора-два. За это время я выкурил 5-6 сигарет и познакомился с отцом Николаем из Чехии, бывшим поданным СССР, а сейчас живет в Чехии и служит священником в православной церкви в Праге. У него группа из 7-и паломников, он восьмой. Они тоже в Кутлумуш. У четырех тоже проблемы с Диамонитирионом…
Говорю: бардак что здесь, в Греции, что в России одинаковый – смеется… Сошлись на мнении, что в России бардак раздражает, а здесь веселит: НАШ российский бардак! НАШЕ раздолбайство! НАША страна! Греция – это Россия на Средиземноморье! Посмеялись, поговорили о вечном и разрешились наши проблемы, Диамонитирион получили.
Иду в кассу за билетом на паром – БИЛЕТОВ НЕТ! Отец Николай со своей командой уплывает в 13-00, они заранее подсуетились с билетами, а я стою у касс… Не зря стоял, взял на 15-00 на водное такси. Проверка паспорта и Диамонитириона и я на борту. Плыву (пардон! по морскому — иду!) и думаю: ведь пролечу я с ночлегом, ворота монастырские закроют (говорили мне кто как о времени закрытия ворот — от 15 до 19 часов), где буду ночевать!!???
Подумал: ладно, найду или что-нибудь в Кареа (ну должно же там быть что-то типа гостевого дома!? Этот вопрос остался открытым…), или буду проситься на ночлег в один из скитов, где искать те скиты в горах, старался не думать. Пришли в Дафни, это главный афонский порт — 5-6 домиков – почта, таможня, афонская полиция, 3-4 сувенирных магазинчиков и таверн. Уже все закрыто, работает одна таверна с функцией афонского госучереждения – все в одном флаконе — и кофе с бутерами и продажа билетов на паром и вызов такси в Кареа и решение всех вопросов.
Спрашиваем: на Кареа сегодня что-то еще будет? Должно быть… Когда? Ждите, я позвоню придет такси. Афонское такси – это разбитый в дрызг минибус. Такси ждали почти два часа… Наконец вот оно! Садимся и под православное песнопение из динамиков буса ползем по грунтовой дороге в гору. 8 км до Кареа – почти час езды и 4,5 евров денег. Я выхожу последний в Кареа, мой Кутлумуш рядом, примерно в километре от столицы Афона.
Руки в ноги и почти бегом в монастырь: лишь бы ворота не закрыли!!!! Помните сказку про муравьишку, который хотел успеть в муравейник до захода солнца? Это про меня… Успел! В ворота зашел около 19-00, минут через 15 их закрыли… Сижу в архонтарике и жду поселения… НИКОГО… Где архонтаричный? Заглянул монах и спросил что-то по-гречески, говорю: Диамонитирион и потрясаю бумагой! Он ушел, позвал другого монаха и тот меня отвел в келью, на Диамонитирион даже не глянул.
Спросил откуда я, говорю Россия, монах обрадовался. Кругом на Афоне особенное отношение к русским, если одним словом – ТЕПЛОЕ. Келья меня приятно поразила: две заправленные кровати, тапочки, полотенце, и невероятно — СВОЙ САНУЗЕЛ С ДУШЕМ!!! И я в келье один. Как умный Вася и дисциплинированный паломник завожу будильник айфона на 6-00, ну не должен же я на заутреню проспать!!!
Уснул… Ночью проснулся от озноба, видно здорово продуло в Дафни, пока бус ждали. Выпил Упсу (жена засунула в рюкзак, как знала!) и снова задремал. Проснулся от звука било (это висящее на цепях бревно по которому большой деревянной киянкой делают БАМ!!!), потом той же киянкой поменьше в дверь кельи тоже БАМ! В других монастырях могут звонить в колокольцы, идет монах по коридорам и звонит, весьма оглушительно. Было 4-40, зачем будильник заводил?! Умылся и в храм.
И вот тут я ПОЧУВСТВОВАЛ МОНАСТЫРЬ АФОНА… Электричества в храме нет, зажжено у алтаря десяток свечей и теплятся лампады у нескольких икон, темнота почти абсолютная, стоящих с боку вообще не видишь, только впереди на фоне свечей проглядываются силуэты… Монастырь греческий, служба на греческом, я на старославянском-то почти ничего не понимаю, кроме общих слов, а что понять на греческом? Но как монахи поют!!! Красиво и величественно. Как где-то вычитал: византийское песнопение… Чувство НЕЗАБЫВАЕМОЕ близкое к НЕРЕАЛЬНОМУ: монастырь 10-го века, свечи, темнота, молитва и византийское песнопение монахов… И ТОГДА 10 ВЕКОВ НАЗАД БЫЛО ТАКЖЕ…. ПОРАЗИТЕЛЬНО… Где та бешеная Москва, Салоники, курортная Флогита? Работа, планерки, банковские платежки, ругань с субчиками? НИЧЕГО НЕТ. Здесь ДРУГОЙ МИР И ДРУГАЯ ЖИЗНЬ. И кто ответит, какая жизнь НАСТОЯЩАЯ??? Философствуем, однако!
После службы вернулся в келью и уснул, проспал утреннюю трапезу, особо не расстроился, и дома не завтракаю. Взял фотик и пошел щелкать. Перед фотоссесией заглянул в архонтарик выпить кофе.
И опять нахлынула нереальность происходящего: иконы, тишина, полумрак, вековые каменные своды, деревянные скамьи, монах в турке на углях готовит кофе… Выпил две чашки, кофе изумительный…
Походил по окрестностям монастыря, пощелкал. Встретил вчерашних знакомых –отца Николая с подопечными, они направлялись в сторону Кареа, собрались ехать в Ватопед. Шли они с вещами, но я как-то не обратил на это внимание. Вернулся в монастырь и пошел в келью. Навстречу монах с вопросом, я понятно не понял вопроса. Он подвёл меня к келье и показывает на нее – дескать, здесь ночевал? Говорю да, и он мне начинает что-то объяснять дальше… У меня непонимание. Объясняет снова без раздражения и с мягкой доброжелательной улыбкой.
Я чешу репу. Делает знак – пошли за мной! Идем… Нашли монаха, понимающего по-русски. Он православный немец, немного шпрейхающий по-русски. Объяснил мне: у меня благословление только на одну ночь в Кутлумуше, а дальше с Богом в другой монастырь на ночлег. Спрашиваю в какой лучше? Наверняка примут в Великой Лавре, Симонас Петрасе, Зографу и Ксенофонтосе. Спросил про Ватопед, он говорит, что место там нужно заказывать заранее… И тоже все мне спокойно, с улыбкой…
Поблагодарил монаха, он меня вслед перекрестил, я собрал рюкзак, поклонился Кутлумушу и поплелся в Кареа, соображая, куда податься дальше. Мысли крутятся о Великой Лавре и Симонас Петрасе (болгарский Зографу очень далеко, в Ксенофонтасе мне раньше сказали престольный праздник, мест может не быть), думаю надо сначала поселиться и потом съездить в Ватопед. В Ватопед меня ведет просьба жены привезти поясок Богородицы… там хранится Святыня Пояс Пресвятой Богородицы, пояски же освящают на Святыне.
Но по Афону тебя ведут не твои планы, а провидение, об этом я тоже раньше где-то читал. Снова встречаю отца Николая в Кареа, они в Ватопед заказали бус, он предложил мне с ними, я отказался и говорю сначала определюсь с ночлегом, а потом уже тоже хочу податься в Ватопед. Простился с ними, но что-то торкнуло меня, я их догнал и поехал с ними в Ватопед… О Ватопеде расскажу позже в следующей части…
Следующая часть путешествия по монастырям — в ближайшие дни. Что зацепило меня, как читателя — Сергею удалось передать атмосферу монастыря, фото просто великолепны. Где бы ещё удалось увидеть эти фрески и иконы, которым столько столетий… Ещё впечатлила потрясающая чистота и ухоженность всего — и двора, и внутри храмов и зданий. Так и хочется сказать — вот могут же мужчины, если захотят!!! Наверное, потому что здесь — это служение, а дома.. дома и жена со всем справится! 🙂
Небольшая справка о Кутлумуше (в русской Википедии о нем очень мало написано), гораздо больше информации в греческой и на сайте самого монастыря http://koutloumous.com/Athos/.
Монастырь впервые официально упомянут в 1169 году, в официальном документе этого года среди подписей 28 игуменов афонских монастырей есть подпись и кутлумушского игумена. Значит, сам монастырь был построен гораздо раньше.
Если говорить о названии, но наиболее принятая версия говорит, что основатель монастыря монах КАллистос пришел от двора Кутлумуша — правителя одного из родов Малоазиатских Сельджуков. Первым покровителем монастыря был император Алексиос Комнинос. Кроме того, иногда монастырь ещё называют Преображения Спасителя — именно так называется основной храм монастыря. Храм был расписан фресками в 1540 году, кроме нефа, который был расписан позднее, в 18-м веке.
История монастыря знает множество взлетов и падений: его захватывали и грабили, в нем бушевали пожары, во время греческой революции его разрушали турки… Были периоды большого расцвета и потом — застой и разруха… Но каждый раз, как птица Феникс, монастырь возрождался из пепла. С 1574 года Кутлумуш является шестым по значению в иерархии афонских монастырей.
После Второй мировой войны Кутлумуш пришел в запустение, лишился большой части своего имущества и почти всех монахов, в 1980 году дотла сгорело восточное крыло монастыря, а сильные дожди вызвали оползни и трещины в зданиях. Однако тогда же Кутлумуш начинает возрождаться, появляются новые монахи и восстанавливают монастырь во всем его величии. К Кутлумушу номинально принадлежал и старец Паисий, в течение 15 лет живший в ските Панагуда и уже отсюда слава о его святости разнеслась далеко по миру.
Напишите, был ли вам интересен экскурс в афонский монастырь Кутлумуш, что вас больше всего впечатлило в рассказе Сергея и фото? А может быть, у вас есть личные впечатления — будем рады дополнениям!
- Экскурсия в Урануполь и круиз к Святому Афону
Здравствуйте! В июле мы получили приятный сюрприз от нашего женского общества По…
- Паломничество на Афон. Часть 4 — Русский Монастырь Св. Пантелеймон
Здравствуйте, дорогие читатели! Вот и подходит к концу рассказ Сергея Рязанова о…
- Паломничество на Афон. Часть 2 — Ватопед
Не откладывая в долгий ящик, публикую вторую часть рассказа Сергея Рязанова о па…
- Паломничество на Святой Афон. Часть 3 — Иверский Монастырь
Продолжаем вместе с Сергеем Рязановым путешествие по Святому Афону. Следующий пу…
- Святой Паисий Святогорец и паломничество к его могиле
Об этом человеке, его деяниях и предсказаниях слышал, наверное, любой православн…
04.09.2018 Елена Метелева
Источник: