Раскопки в Амфиполе: кариатиды, мозаика, голова сфинкса

Здравствуйте! Продолжим нашу археологическую эпопею о находках в таинственной гробнице. В связи в проходившим на сайте конкурсом не оставалось времени описать новости раскопок Амфиполя, а с момента публикации предыдущей моей статьи на эту тему произошло немало интересного.

Что нового на раскопках в Амфиполе

Кариатиды Амфиполя

Величественные Кариатиды Амфиполя открылись во всей своей красе. Обе статуи находятся на мраморных постаментах, исполненных в том же стиле, что и стены из мраморных плит. Высота постаментов около 1,40 м, ширина – 1,36 м и толщина – 0,72 м. Общая высота каждой Кариатиды вместе с постаментом – 3,67 м.

Нажмите на любую картинку и посмотрите фото Кариатид во всей красе:

Пол второго помещения слегка приподнят – на 7 см, над полом на стенах сохранились следы синей краски. Работы производятся с соблюдением всех канонов безопасности, с укреплением стен и потолочного покрытия во избежание обвалов.

То, что все помещения гробницы полностью заполнены землей, наводит археологов на не слишком веселые размышления. Трудно определить возраст этой земли, но есть версия, что грунтом помещения были засыпаны гораздо позже создания гробницы, возможно, после разграблений. Во всяком случае, до сих пор не найдено никаких мелких предметов, заслуживающих внимания…

Мозаика Амфиполя — Похищение Персефоны

Похищение Персефоны — мозаика в гробнице Амфиполя

За проемом с Кариатидами, во втором помещении гробницы Амфиполя, взорам археологов открылась прекрасно сохранившаяся мозаика с изображением сцены похищения Персефоны Плутоном. Мозаика выполнена из разноцветной гальки и является великолепным образцом древнего мозаичного искусства, ещё больше поднимающим историческую и культурную ценность всего памятника в кургане Каста.

Плутон и Персефона

Археолог Лина Мендони, представитель Министерства Культуры, в рамках ознакомления средств массовой информации с находками в Амфиполе, заявила, что мозаику можно рассматривать, во-первых, как прямой символ династии Тименидов (Филиппа Второго и Александра Великого). Во-вторых, уровень мастерства художника, создавшего мозаику, настолько высок, что опережает свою эпоху не просто на годы – на столетия. В амфипольской мозаике сделана попытка передать светотени и придать глубину и объемность образам, чего до тех пор никто не делал.

Похищение Персефоны — из гробницы Эвридики, Эгес, Вергина

В македонских захоронениях Вергины, так называемых могилах «Персефоны» и «Эвридики» повторяется тот же мотив – похищение Плутоном Персефоны запечатлено на мозаике в первой гробнице и на спинке мраморного трона в другой. То есть это мифическое похищение имело отношение к религии и верованиям древних македонских царей, и Филиппа и его сына Александра в том числе.

Читайте также  Я тебя люблю — как сказать по-гречески?

В самом центре мозаики мы видим земляной круг — по каким-то причинам это место, почти правильный круг диаметром 80 см, было повреждено. Возможно, на этом месте что-то стояло, например, какое-то ритуальное сооружение… Пока неизвестна причина повреждения, но археологи говорят, что бОльшая часть недостающей мозаики может быть восстановлена — галька, из которой состояла мозаика, была найдена при просеивании грунта из этой комнаты.

Множество версий прозвучало по поводу мозаики. Вплоть до того, что Эрмис (Гермес), бегущий рядом с колесницей, — портрет самого Александра, а бородатый Плутон имеет облик его отца Филиппа. И что у одного из коней глаза разного цвета — голубой и карий, якобы именно такая особенность была у Букефала — знаменитого коня Александра. В общем, разговоров будет ещё много и предположений масса))

Переступив порог третьей комнаты, археологи обнаружили ещё одну удивительную находку — прекрасную женскую голову, предположительно голову одного из сфинксов, охраняющих вход в гробницу.

Голова сфинкса, Амфиполь

Честно говоря, мне хочется думать, что голова эта не от сфинкса, а от какой-то другой, ещё не найденной скульптуры… Уж слишком она красива для мифического чудища!

Третья комната гробницы ещё в процессе освобождения от грунта, голова была найдена в передней части помещения, недалеко от порога, на глубине 15 см. Пока неизвестно, что ещё могут найти археологи в толще земли, и есть ли там голова и второго сфинкса. Голова имеет высоту 60 см и пострадала незначительно, немного отбит нос, но в целом… сами видите, для своего возраста очень даже неплохо выглядит! 🙂

Вообще-то, глядя на вид сзади и на эту мощную шею, веришь, что это все-таки сфинкс… Пол в третьей комнате сделан просто из плит пористого камня, и раскурочен — плиты не лежат на месте. Тоже загадка для археологов — почему? Что-то копали тут грабители? И как голова сфинкса очутилась так далеко от туловища — в 14 метрах от входа? Пока целый клубок вопросов, требующих ответа.

И последний на сегодня анализ греческого историка:

Трагическая Персефона и бесстыжий Кассандр

Изучая подробности мифического похищения Персефоны, как на известной теперь всему миру мозаике Амфиполя, историк Эфтимис Лазонгас, преподаватель Высшей Школы Искусств, замечает:

«Без сомнения, это великолепный образец галечной мозаики, расцвет этой техники пришелся как раз на конец 4-го века до н.э. Это датирование очень важно для определения хронологии памятника, так как позже, уже в начале 3-го века до н.э., технику галечной мозаики начинают забывать и её мотивы становятся более простыми и декоративными».

Читайте также  Роллы Новосибирские

В мозаике Амфиполя есть чувство глубины и тени, а также подробности в изображении лиц и фигур. Становится ясно, что мозаика – дело рук очень хорошего мастера и художника  того времени, и в ту эпоху таких мастеров было немало, так как у македонской знати была мода украшать свои роскошные жилища такой галечной мозаикой. Ученый считает, что мозаичное украшение пола в Амфиполе – второй по значению и качеству образец такого искусства, после мозаики в Пелле, изображающей охоту на оленей.

(Кстати, отличные образцы такой мозаики можно увидеть прямо под открытым небом на раскопках в Древнем Олинфосе, точно такая техника галечной мозаики. Только там, в Олинфосе, эти мозаики были созданы ещё до захвата Халкидики Филиппом Вторым и полного разрушения города.)

Как считает господин Лазонгас, тот, кто заказал такой внушительный и помпезный погребальный комплекс, должен был быть о себе очень высокого мнения и не иметь ни стыда ни совести скромности никакой, и в этом размахе хотел показать себя либо как достойный наследник династии Тименидов, либо показать, что тесно с ней связан.

Поэтому, если говорить о предположении, кто же ответствен за создание этого сооружения, то по причине его огромности, вычурности и дороговизны отделки, думается, что памятник относится ко времени правления царя Кассандра. Так или иначе, большинство историков и археологов относят его к этой эпохе. Строение стен, облик Кариатид и впечатляющая мозаика помещают время постройки памятника в конец 4го – начало 3го века до н.э. Из-за размеров сооружения и необычного облика можно также предположить, что не исключено, что в нем покоятся несколько человек. «Жилец» захоронения, как было бы логично, мог быть связан с Амфиполем каким-то образом – в таком случае всплывают имена Неарха, Лаомедонта и Андросфена, а также Гефестиона. Время покажет!

Посмотрите объемное изображение гробницы до того места, куда уже добрались археологи:

Amphipolis Tomb by Greektoys.org (update)
by Greektoys.org
on Sketchfab

Будем ждать новых находок археологов и новостей с раскопок в Амфиполе! До следующих открытий!

01.09.2016 Елена Метелева
Источник: elramd.com

Джим До