Представляю вашему вниманию новую статью на конкурс о великом греческом мыслителе. Её прислал уже известный читателям сайта Николай Романов, только что занявший почетное второе место на конкурсе «Мои греческие каникулы 2016». Николай размышляет о жизни и двух ипостасях великого мыслителя: Аристотель был любимым учеником Платона и главным учителем юного Александра Македонского.
Аристотель: ученик и Учитель
Предисловие
Что я до недавнего времени знал об Аристотеле? Что это один из великих древнегреческих мыслителей. Что он учился у другого великого – Платона, но сказал впоследствии резкую фразу о своем учителе: — «Платон мне друг, но истина дороже!».
Собственно, и всё…
О пользе конкурсов
Из рассылки Елены я узнал о новом конкурсе. Да и о том, что нынешний год объявлен годом Аристотеля. Тема конкурса показалась очень сложной. Сомневался, что возьмусь. Но раззадорил комментарий Татьяны, которая отказалась от участия в конкурсе из-за недостаточных знаний об Аристотеле. Ответил на ее комментарий. Но лучший ответ – собственная работа.
О жизни Аристотеля. Ученик
Жизнь его чем-то напоминает жизненный путь другого Великого – нашего Михайлы Ломоносова. Аристотель в подростковом возрасте потерял родителей. А Ломоносов потерял мать, и долгое время страдал от часто меняющихся жен отца (мачех). Может быть поэтому, достигнув юношеского возраста, оба двинулись в столицу за знаниями и жизненным опытом.
У Михайлы со знаниями получилось все гладко, а вот у будущего великого древнегреческого философа сразу не заладилось. Платона, к которому он стремился, в Афинах не оказалось, и молодой человек успешно начал прожигать отцовские деньги в кутежах.
Когда деньги кончились, решил податься на военную службу наемником, но занятие это оказалось не для него. Тогда он решил реализовать знания о врачевании, полученные от отца – стал заниматься продажей лекарственных снадобий.
Но судьбой ему было предопределено стать учеником Платона, вернувшегося через 2 года в Афины. И не просто учеником, а любимым, которого Платон впоследствии называл «умом» его школы. И которого, значительно позже, с горечью сравнивал с жеребенком, отбившимся от матери. Это сравнение и знаменитая цитата, приведенная выше, а также множество сплетен, ходивших вокруг якобы неприязненных отношений Учителя и Ученика, могут подтолкнуть читателя к мысли о вражде между ними.
Однако, это не так. Аристотель все 20 лет учебы (до смерти Платона) относился к нему с глубоким уважением и почитанием. Будучи уже вполне сложившимся мыслителем, он не основывал собственную школу, хотя и сформировал собственные взгляды по многим вопросам.
А то, что талантливый ученик высказывал иное понимание по многим основополагающим позициям философии и мироустройства, это нормально. Любая наука должна развиваться, новые теории только подчеркивают значение старых.
Да и знаменитой крылатой фразы Аристотель не говорил. Хотя, по сути, именно это он и сказал в своих «Этиках», но совершенно в другом стиле:
«Может быть, лучше было бы поставить вопрос вообще и определить, насколько это исследование может быть названо сомнительным вследствие того, что люди, с которыми мы находимся в дружеских отношениях, ввели учение об идеях. Однако, лучше и более необходимо для спасения истины оставить личные отношения в стороне, особенно если мы хотим быть философами (друзьями мудрости). Ибо, хотя обе стороны и находятся в дружеских отношениях, то все-таки долг повелевает нам отдать честь истине».
И это тоже нормально: личные отношения не должны мешать работе или науке.
О жизни Аристотеля. Учитель
Ещё будучи учеником Школы Платона, Аристотель преподавал риторику. Но Платон умер, Аристотель не стал оставаться в Академии, которую возглавил другой человек, и уехал в Миезу к своему другу Гермию. Вскоре Гермий трагически погиб…
А Аристотель получил приглашение царя Македонии Филиппа II обучать его сына – подростка Александра. Филипп был все время занят войнами, воспитанием сына занималась мать Олимпиада и два учителя, обучавшие его отдельным предметам. Филипп считал, что будущему царю нужно всеобъемлющее образование, которое мог дать только настоящий ученый.
Занятия проходили в роще Миезы. В этой приятной непринужденной атмосфере Аристотель обучал будущего царя этике, риторике, политике, естественным наукам основам философского мышления, умению определять главную цель и следовать ей, презирая обыденные, житейские мелочи. Одним из «учебников» Александра стала поэма Гомера «Илиада». С этой книгой он не расставался впоследствии в своих военных походах. Вместе с Александром обучались еще несколько молодых людей, дружных с ним.
Такую практику — лекции и беседы с группой учеников на природе, Аристотель через несколько лет развил в своем Ликее, ставшем альтернативой постплатоновской Академии.
С Александром философ занимался всего три года. Но и за этот короткий промежуток ученый стал для царского наследника одним из самых важных наставников. Ученик почитал Учителя, говоря впоследствии, что отцу он обязан жизнью, а Аристотелю – жизнью достойного человека. Филипп, в благодарность Аристотелю, отстроил заново его родной город Стагиру (им же ранее разрушенную!). А Александр, став царем, оказывал существенную помощь деньгами и материалами для его научных исследований.
Апофеозом преподавательской миссии Аристотеля стала деятельность Ликея в Афинах. Так называлась гимназия, расположенная рядом с храмом Аполлона Ликийского. Здесь во дворе гимназии, Аристотель и обучал своих учеников во время прогулок. Отсюда и пошло название его философской школы – «перипатетическая» (от слова «перипатос» — прогулка), а учеников и последователей школы Аристотеля – перипатетиками.
Прогулки были разделены на две смены – утреннюю и вечернюю. Вечером были лекции и беседы для всех учеников. Их программа называлась самим Аристотелем экзотерической (внешней) и была весьма обширна: риторика, гражданское и государственное право, упражнения в остроумии и др.
Утренние прогулки назывались эпоптическими (тайными) и были предназначены только для узкого круга избранных учеников, наделенных, по мнению Учителя, умом и особо ревностным стремлением к знаниям. Темой утренней школы была глубокая философия, диалектика.
Преподавание в Ликее продолжалось 13 лет. Именно в этот период были написаны все его научные труды. Но время менялось…
Другое время
Скоропостижно умер самый знатный ученик Аристотеля — Александр Великий в возрасте 32 лет. А Великий философ в 60 с небольшим стал болеть…
Да и социально-политическая ситуация в Афинах складывалась не лучшим образом. «Не афинянина» Аристотеля стали обвинять, с одной стороны, в излишних симпатиях к македонскому двору, а с другой стороны в сопричастности к убийству Александра Македонского (версия убийства маловероятная и недоказанная); якобы он даже яд собственноручно изготовил. А, в конце концов, предали суду за «преступления против религии» — нелепое, слепленное наспех, обвинение.
Аристотель понял, что здесь оставаться рискованно и уехал в Халкиду, где были его родственники и дом матери. Говорят, что и там он не оставлял преподавательскую деятельность. Но недолго – меньше чем через год Аристотель умер…
Кончилось время Великих.
Послесловие. Наше время
Уезжая в Грецию, я и не думал, что совершенно случайно окажусь в местах связанных с памятью об Аристотеле. Ведь надо же, в Афинах мы поселились в апартаментах на улице Аристотеля! Ей богу, не специально! Просто дешевая квартира, близко от центра и русская хозяйка – переселенка из Хабаровска. Правда, надо сказать, улица эта выглядит сейчас не лучшим образом — грязноватый арабский квартал с заброшенными квартирами и домами.
А в Салониках мы дважды гуляли по площади Аристотеля! Которая, по сути, не площадь, а большой приятный сквер, обрамленный красивыми зданиями. И заканчивается он у не менее красивой набережной памятником Аристотелю.
Он сидит в расслабленной, вальяжной позе, вероятно, рассказывая перипатетикам о сути вещей и мироустройстве.
Нам захотелось, хоть на минуту, стать его учениками, прикоснуться к его Гению… И мы прикоснулись — буквально — к большому пальцу левой ноги Учителя, как рекомендует традиция. 🙂
Неподалеку, на набережной стоит монументальная, и вместе с тем легкая, конная статуя его самого известного ученика – Александра Великого.
P.S. С благодарностью упоминаю статью, ставшую основным источником для моего краткого изложения периодов жизни Аристотеля http://rushist.com/index.php/greece-rome/2204-aristotel-biografiya
Николай Романов.
Благодарю за прекрасную статью, Николай! Будучи в Халкидики, Вы не успели увидеть ещё два интересных места, связанных с Аристотелем. Это тот самый город Стагира, где он родился, и Парк Аристотеля, где можно посмотреть и попробовать самому некоторые из изобретений ученого. Придется восполнять пробел в следующую поездку! 🙂
- Парк Аристотеля и ригани
Продолжим нашу эпопею о поездке за ореганом, которую мне все никак не закончить….
- Тот, кто научил человечество размышлять: жизнь и открытия Аристотеля
Имя Аристотеля хорошо знакомо не только тем, кто всерьёз интересуется философией…
- Аристотель и Я — новый конкурс 2016
Уважаемые читатели, как вы уже знаете, 2016 год объявлен годом великого греческо…
- Великий Аристотель и факты его жизни
Предлагаю вашему вниманию статью читательницы Ольги Хлопковой на конкурс об Арис…
05.11.2016 Елена Метелева
Источник: